Звукорежиссёр посмертного альбома Фриске: У семьи Жанны нет прав на эти песни
Сергей Харута, участвовавший в записи последних треков звезды, рассказал о ситуации с авторскими правами.
Новый скандал вокруг имени покойной Жанны Фриске на этот раз разгорелся вокруг творческого наследия звезды. В центре разбирательств оказались неизданные песни, о существовании которых сообщил Лайф. О своём намерении распоряжаться посмертным альбомом певицы уже заявила семья Жанны Фриске. Лайф разыскал звукорежиссёра Сергея Харуту, принимавшего непосредственное участие в создании последних записей Фриске на студии продюсера Андрея Грозного. В эксклюзивном интервью Лайфу 42-летний Харута, проработавший с Жанной более 10 лет, рассказал о ситуации вокруг издания последнего альбома певицы.
Почему эти песни не попали ни в один из выпущенных альбомов Жанны?
Многие песни, которые записывались, не входили в альбомы. На самом деле их гораздо больше восьми, примерно штук 25. Они создавались в рабочем варианте и по разным причинам не издавались. Зачастую из-за того, что мы думали, что они "не выстрелят" и не станут хитами. Андрей Грозный — композитор и продюсер Жанны, с которым мы вместе работали над её проектом, написал массу песен, но не все они выходили в свет. Некоторые из обнародованных ныне даже не проходили финальную обработку, например, трек "Конфета". Все эти песни были записаны в период с 2006 по 2010 год. Кстати, у известной песни Жанны "А на море белый песок" было три варианта аранжировки, но выигрышным стал только один. В то время было сложно, потому что мы не знали в какую сторону "двигать" Жанну, не могли определиться с музыкальным направлением. Изначально она не задумывалась как поп-проект. Напротив, мы рассчитывали, что она станет противоположностью группе "Блестящие". Но, увы, тогда приносила прибыль лишь попса. Для нас самих было удивительно, что музыкальное лицо Жанны станет таким популярным.
Кому принадлежат права на неизданные песни Жанны?
Все права всегда принадлежали не Жанне, а Андрею Грозному. Она ничем не владела. При всём ажиотаже вокруг Жанны Фриске следует признать, что она была лишь продуктом шоу-бизнеса, который являлся результатом работы большой команды. Над песнями Жанны трудились два поэта, большой штат музыкантов, мы с Андреем и ещё много других людей. Фриске была лишь лицом компании, обычным наёмным сотрудником, как и все мы. За всё время она не написала ни одной строчки, ни одной ноты. Это полностью продюсерский проект. Глупо думать, что права на песни могут быть у Жанны, сомневаюсь, что Андрей их отдал бы ей, даже при жизни. Родные певицы, на мой взгляд, зря претендуют — у них нет прав на эти песни.
Чем закончилось ваше сотрудничество с Жанной?
В какой-то момент Жанне показалось, что она очень высоко летает и может всё. Она почувствовала, что всё, чего достигла, — это только её заслуга и стала игнорировать нас. Такое, к сожалению, часто случается в шоу-бизнесе. Звёздность очень тяжело преодолеть. По этой причине мы с Андреем ушли. Так закончился проект "Жанна Фриске". Для нас это не было просто коммерцией, мы вкладывали в дело душу. Все последующие песни Жанны уже не достигали такого успеха.
Вы сами хотели бы, чтоб посмертный альбом Жанны Фриске увидел свет?
С одной стороны, мне приятно, что эти песни будут изданы и зазвучат. Среди них действительно много хороших. С другой стороны, думаю, это спекуляция. Их выпуск сейчас — повод и возможность заработать, а не дань памяти о Жанне. В этом случае семья Фриске, привлекающая так много внимания, ведёт себя неправильно.