15:05 / 12.03.2021 Шоу-биз

Чем прославились первые израильские кинозвезды

Кадр из фильма «Высота 24 не отвечает»

Едва ли не первой израильской актрисой, получившей международное признание, стала Хайя Харарит. Дочь репатриантов из Польши, уроженка Хайфы, в юности она стала победительницей одного из первых конкурсов красоты в Израиле, работала в Камерном театре, а в 1955-м получила роль Мириам Мизрахи в фильме «Высота 24 не отвечает». Это был первый израильский полнометражный фильм, полностью снятый в Израиле (хотя и британским режиссером), и вышедший в международный прокат.

Действие картины происходит в последние дни Войны за независимость, вот-вот вступит в силу перемирие. Герои должны удержать важную высоту 24 в окрестностях Иерусалима — в противном случае после войны она окажется отрезанной от Израиля. Выполнение боевой задачи поручено четырем добровольцам, которые по дороге к этой высотке рассказывают о себе.  Сержант Джеймс Финнеган служил в британской администрации в подмандатной Палестине, в свое время допрашивал подпольщицу Мириам Мизрахи, в которую влюбился. После демобилизации Джеймс вступает в Хагану. Второй доброволец — американец Алан Гудман. К ним присоединяются йеменская еврейка Эстер Хадасси и молодой израильтянин Давид Айрам. Что ждет эту четверку? Ответ заключен в названии фильма. В 1955 году он участвовал в Каннском фестивале, а Хайя Харарит (к слову, член Компартии Израиля) даже удостоилась одного из призов.

Постер фильма в испанском прокате
Хайя Харарит 

В Каннах ее представили выдающемуся американскому режиссеру-еврею, к тому времени обладателю двух «Оскаров» Уильяму Уайлеру. Через четыре года он снял израильтянку в своем эпохальном фильме «Бен-Гур», который впервые в истории кинематографа завоевал 11 «Оскаров». Хайя сыграла сестру Бен-Гура — Эстер, и эта роль была по достоинству оценена критиками. Тем не менее, дальнейшая кинокарьера израильтянки была не слишком успешна. Из немногочисленных её фильмов можно отметить итало-французскую картину 1961 года «Атлантида», где партнером 30-летней Харарит стал французский актёр Жан-Луи Трентиньян. В 1964-м Хайя перестала сниматься, занялась написанием сценариев, а вскоре оставила и это. В 1984 году она во второй раз вышла замуж — за известного британского режиссёра Джека Клейтона, и осела в Великобритании, где живет до сих пор.

Популярная певица и актриса Далия Лави родилась в 1942 году в мошаве Шавей Цион, мать ее была родом из Германии, а отец приехал из Российской Империи. Родным языком для Далии всегда оставался иврит, но при этом девушка владела немецким, английским, французским, итальянским, испанским, шведским и русским. Старт ее карьере дал сам… Кирк Дуглас. В 1952 году он снимался в Израиле в картине «Жонглер» — как раз неподалеку от Шавей Цион. Семья Лави отмечала десятилетие дочери и пригласила нескольких американских гостей, включая Дугласа. В качестве подарка знаменитый актер преподнес девочке балетный костюм и был столь впечатлен ее талантом, что организовал для юной Далии стипендию, позволившую изучать балет в Королевской опере в  Стокгольме.

Далия Лави в 1966 году
С Ури Зохаром в фильме «Горячие пески»

В 1955 году Далия снялась в своем первом фильме — шведской картине «Hemsöborna» по роману Августа Стриндберга. Затем она вернулась в Израиль и начала модельную карьеру, параллельно играя в кино. В 1960 году она появилась вместе с Ури Зохаром, Одедом Котлером и Гилой Альмагор в приключенческой израильско-немецкой ленте «Горячие пески». Выйдя замуж за владельца универмага во Франции, актриса переехала в Париж и снялась в ряде французских, немецких и итальянских фильмов. Лингвистические способности сыграли свою роль — на счету Далии двадцать пять фильмов с ролями на шести языках. Наиболее известны из них картина 1962 года «Две недели в другом городе» с Кирком Дугласом в главной роли и  пародийная комедия «Казино «Рояль», вышедшая на экраны в 1967-м.

В 1969 году Далия дебютировала как вокалистка в одном из шоу Би-Би-Си. Продюсеры были впечатлены, и компания Polydor поспешила заключить с израильтянкой контракт.  Наибольший успех ее ждал в Германии. Композиция «Liebeslied jener Sommernacht» («Песня любви летней ночи») заняла второе место на фестивале в Токио, была записана на английском и французском языках и стала хитом в Европе. В 1971 году Далию Лави назвали самой популярной певицей ФРГ. Она получает «Отто» — одну из самых престижных наград в мире лёгкой музыки. Не забывала израильтянка и песни родной страны: «Йерушалаим», «Эрев шель шошаним» и другие. Певица часто выступала на немецком ТВ, гастролировала по Германии, Австрии, Англии и Швейцарии. В конце 1970-х ее популярность начинает падать, но окончательно она покидает сцену в 1990-х, и со своим тогдашним мужем оседает в Северной Каролине. В 2017 году Далия Лави скончалась и была похоронена в Израиле.

Наибольшего успеха среди израильских звезд первого поколения достиг Хаим Тополь. Он — сабра, появился на свет в 1935 году в Тель-Авиве в семье выходцев из России. В годы срочной службы в ЦАХАЛе играл в армейской труппе, в 1960-м стал одним из основателей Хайфского театра. Сниматься в кино Хаим начал в 1961 году, но известность к нему пришла после выхода на экран в 1964-м картины «Салах Шабати». Главную роль — пожилого репатрианта из Йемена, блестяще сыграл 29-летний Тополь. Продюсером фильма был Менахем Голан, в 1970-х пустивший корни в Голливуде. «Салах Шабати» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», но уступил итальянской картине «Вчера, сегодня, завтра». Тополь, однако, без наград не остался, получив на Международном кинофестивале в Сан-Франциско приз «Золотые Ворота» за лучшую актёрскую работу. В следующем, 1965 году, он удостоился «Золотого глобуса» за лучший дебют. 

Автопортрет Хаима Тополя для роли в «Салах Шабати»  Афиша фильма «Скрипач на крыше»

Так было положено начало голливудской карьере. В 1966 году Тополь сыграл небольшую роль в крупнобюджетном фильме «Откинь гигантскую тень», где снялись такие звезды как Кирк Дуглас, Фрэнк Синатра и Юл Бриннер.

В эти же годы начинается главный роман всей жизни Хаима Тополя — с мюзиклом «Скрипач на крыше» по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Впервые мюзикл поставили на Бродвее в 1964 году, потом он шел в Израиле с Шмуэлем Руденским в главной роли, а когда 64-летний актер заболел, его заменил молодой Хаим Тополь.

В 1967-м популярный мюзикл решили поставить и в Лондоне, пригласив Хаима Тополя на главную роль. 430 раз выходил израильтянин на сцену Театра Её Величества, с перерывом на Шестидневную войну, когда Тополь был призван в ЦАХАЛ.

За успехом в Лондоне последовало приглашение исполнить роль Тевье в полнометражном крупнобюджетном фильме. Режиссер Норман Джуисон практически перенес на экран бродвейскую постановку, выстроив в Югославии еврейское местечко конца XIX века. Вышедший на экраны в 1971 году фильм принес продюсерам $83 миллиона при затратах в $9 миллионов. В следующем году актёра номинировали на «Оскар» — он стал первым израильтянином, серьёзно претендовавшим на эту награду. «Оскар» Тополь так и не получил, но стал обладателем «Золотого глобуса».

Эта роль принесла актеру мировую славу — он более 3500 раз сыграл Тевье на сценах Северной Америки, Европы, Японии, Австралии и Новой Зеландии. В 1960-е — 1980-е годы Тополь считался единственным израильским актером, получившим международное признание. Снявшись почти в трех десятка картин, он завершил кинокарьеру в 2009 году.

Будучи талантливым художником, Хаим Тополь проиллюстрировал около 25 книг, его портреты президентов Израиля были воспроизведены в серии марок 2013 года, как и его автопортрет в образе Тевье для памятной марки 2014 года, посвященной 50-летию дебюта «Скрипача на крыше».

В 1967 году актер основал Variety Israel — организацию, помогающую детям с особыми потребностями. Он также является председателем правления Jordan River Village — лагеря для арабских и еврейских детей с опасными заболеваниями. В 2015 году актер удостоился за свою деятельность Премии Израиля — высшей награды  страны, вручаемой в День независимости.  

Вениамин Чернухин, специально для «Хадашот»