19:10 / 14.01.2011 Политика

Обзор недели: Политиков потянуло на «свежатинку»

Идет охота за новыми темами для политсезона

Первая деловая неделя 2011 года прошла в активном творческом поиске: в праздничное межсезонье остро ощущался дефицит оригинальных сюжетов, и после Рождества политики ринулись оный восполнять. Однако здесь их ждало горькое разочарование, поскольку быстро выяснилось, что резонансные темы уже все разобраны. Приходилось соображать на ходу.

«Кто куда, а мы - работать»

Провластная команда взяла на вооружение уже несколько раз повторенный Президентом Украины тезис о том, что «у нас много работы». Польза от такой стратегии очевидна: активный субъект сразу перехватывает инициативу.

Представители президентской команды действительно мало отдыхали. Премьер-министр Николай Азаров между Новым годом и Рождеством успел провести заседание правительства, ставшее резонансным, особенно на фоне скудных предпраздничных новостных потоков. Второе собрание министров прошло буквально накануне Старого Нового года и опять привлекло к себе особое внимание. Во-первых, речь шла о такой насущной проблеме как рост цен, в том числе и на бензин. Во-вторых, решен вопрос с  Институтом национальной памяти. В-третьих, правительство забросало Верховную Раду законопроектами и начало всерьез готовить почву для пенсионной реформы.

Пропрезидентское большинство в парламенте предпочло ограничиться «текучкой». В повестке дня фигурировали, в основном, «спокойные» законопроекты. Но рутина быстро приелась, и регионалы привлекли внимание тем, что приняли пакет из двух законопроектов, облегчающих доступ к публичной информации. Достижение было омрачено стычкой народного депутата Алексея Журавко (фракция ПР) с представителем СМИ.

Несмотря на это, фракция Партии регионов может зачесть себе в дебет пусть ситуативное, но все же конституционное большинство, - за «информационные» законопроекты дважды проголосовали более 400 народных избранников. Если учесть, что в феврале-марте депутатам придется решать немало важных политических вопросов, в том числе, и вносить коррективы в Конституцию, ситуативное большинство выглядит успешным «пробным шаром» и серьезной заявкой на новую оригинальную тему политсезона.

Еврокомиссар разменял визы на косы

 У Президента на неделе была своя работа  – принимать высокого гостя. В Украину пожаловал еврокомиссар по вопросам расширения европейской политики и добрососедства Штефан Фюле. По всем признакам, визит должен был стать знаковым, поскольку Виктор Янукович намеревался поговорить о «безвизовом режиме», да и Штефан Фюле подтверждал эту тему как основную. Но, оказавшись в нашей стране, еврокомиссар, пообщавшись с Президентом,  отобедал с Юлией Тимошенко, встретился с представителями гражданского общества и заявил, что в Украине имеются тревожащие его «признаки отхода от демократии». Тем самым Штефан Фюле дезавуировал  вторую и, не исключено, истинную цель визита. Сразу несколько замечаний высокого гостя касались «недостатков следствия» по делам, где в качестве обвиняемых привлечены экс-министры Кабмина Тимошенко, а также она сама. Европа желала бы «непредвзятости».

Но поездка еврокомиссара в Украину, не исключено, уже была предвзятой. Возможно, это случайность, но высказывания Штефана Фюле гармонировали с аналогичными по смыслу заявлениями США. Кроме того, западная пресса дружно принялась писать о похолодании в отношениях Украины и ЕС, а также о наступлении на демократические свободы. Вряд ли такую мощную кампанию реально провести «с колес». Да и сам высокий гость намекнул (западные СМИ расшифровали), что высока вероятность замораживания отношений между Киевом и Брюсселем. Первое предупреждение – о предоставлении Чехией политического убежища Богдану Данилишину – уже прозвучало.

Банковая спокойно восприняла это, однако – что показательно – не стала вмешиваться в следствие по делу Юлии Тимошенко и других громких фигурантов. Как-то ориентировать органы было бы со стороны главы государства серьезной стратегической ошибкой. Более того, леди Ю теперь обязана ежедневно являться в Генпрокуратуру и изучать свое дело. То есть, Генпрокуратура, в свою очередь, продемонстрировала независимость от еврокомиссара и украинских политиков. Своего рода «наш ответ Чемберлену».  Евросоюз может прибегнуть к санкциям против Украины. Правда, сделать это будет нелегко после того, как официальный Киев поддержал Брюссель против Беларуси. Впрочем, ЕС в диалоге с Александром Лукашенко, кажется, не нуждается в посредниках.

Но эта история не нова: еще Виктору Ющенко пришлось попробовать на себе, что значит «холодный душ по-брюссельски». Ответом Виктора Януковича могло бы стать показательное сближение с Россией. Однако официальный Киев не спешит реагировать, демонстрируя всем и каждому, что у него «дел за гланды». Хотя интерес к евроинтеграции все же никуда не делся: в четверг Николай Азаров с делегацией отбыл в Брюсель договариваться об Ассоциации с ЕС.

Прибавьте громкость – вы услышаны

Визит Штефана Фюле немало оживил украинскую оппозицию, особенно в парламенте. Фракции БЮТ-Б и НУ-НС еще в понедельник потребовали Генпрокурора «на ковер». Показательно, что заявления о политических репрессиях не сопровождались массовыми акциями протеста.

Вместо ожидаемой (в том числе и некоторыми регионалами) блокады представители оппозиции ограничились внеочередным перерывом и жесткими заявлениями. Это не помешало протестантам согласиться на компромиссный вариант постановления о вызове Виктора Пшонки. Не исключено, сами представители БЮТ-Б понимали, что вряд ли сумеют настоять на визите лично Генерального прокурора. С его стороны это означало бы втягивание в политические разборки. Очевидно, оппозиция желала бы вернуть утраченные с момента «отката» политреформы рычаги контроля за Генпрокурором, но предполагать, что власть позволит Виктору Пшонке самовольно вмешиваться в политпроцесс, было слишком самонадеянно.

Поэтому оппозиция активно занялась разработкой других тем. Почему-то таковыми оказывались преимущественно скандалы, если точнее – уголовные дела, возбужденные Генпрокуратурой и правоохранительными органами. Это и обыск в квартире блоггерши, написавшей о поджоге офиса ПР в столице в новогоднюю ночь (и разместившей видео), и сразу несколько стычек милиции и частных служб охраны с журналистами. Апофеозом стала рукопашная между депутатом-регионалом Алексеем Журавко и представителем одного из СМИ.

Несмотря на богатый фактический материал, оппозиция откровенно не знает, как им распорядиться. Никто не предлагает создать следственную комиссию, никто не собирает протестных пикетов.

Вместо этого БЮТ-Б и НУ-НС поделили темы между собой. Пока что НУ-НС сделал заявку на гуманитарный блок: вице-спикер Николай Томенко прокомментировал последние инициативы правительства в сфере образования. Что же касается БЮТ-Б, то за этой фракцией, по умолчанию, остались тарифы на услуги ЖКХ и отчасти евроинтеграция. Однако попытка Арсения Яценюка посягнуть на борьбу с коррупцией (лидер «Фронту змин» внес сразу несколько законопроектов) привела к тому, что обе оппозиционных фракции ухватились за эту тему, не забыв «провалить» проекты «конкурирующей фирмы».

Правда, борьба с коррупцией оказалась занята: широким фронтом наступление на казнокрадов и прочих преступников анонсировал Президент, а развили идею регионалы - как в правительстве, так и в парламенте.

У оппозиции остался архисложный языковый вопрос, но, пока не будет каких-либо фактов, развивать тему сложно. Попытка «раскрутить» закрытие украинской библиотеки в России не получила того резонанса, на который можно было рассчитывать. Зато перспективными выглядят лишение Степана Бандеры звания Героя Украины и перевод Института национальной памяти в категорию обычных научно-исследовательских учреждений. 

Однако чувствуется, что у протестантов нет главной, стержневой темы. Как сказали бы продюсеры, - хита. Дело Юлии Тимошенко затягивается, сенсаций в нем пока что нет. Отсидка Юрия Луценко пока что не привела к массовым взрывам недовольства.  Защита свободы слова, - слишком абстрактная вещь, чтобы привлечь поддержку масс.

Кто первый в критики?

Кто и мог воспрянуть боевым духом, так это коммунисты. Кроме подрыва памятника Сталину, какие-то вандалы умудрились приготовить яичницу на Вечном Огне. Добавилась и писательница Мария Матиос с ее сравнениями, возмутившими ветеранов Украины. Есть отчего возмущаться.

Но коммунисты не торопятся раскручивать скандальные сюжеты. Они намерены заняться более масштабными проектами. Например, пенсионной реформой. Член фракции КПУ Петр Цибенко, жестко критикующий эти преобразования, на днях перешел от слов к делу. В частности, способствовал тому, что был трижды (!) не поддержан законопроект, в какой-то мере являющийся знаковым.

Это первая законодательная инициатива Нацбанка после того, как там сменилось руководство. В законопроекте предлагалось отменить  обязательный страховой сбор в Пенсионный фонд от операций по купле-продаже валют. Интерес НБУ понятен: сдержать рост доллара. Но коммунисты недодали буквально несколько голосов, заявив, что не станут лишать пенсионеров их законных денег. Красный бунт случился во вторник, а в четверг законопроект все же был принят. Впрочем, комми не собираются сдаваться.

Эти законотворческие стычки могут перерасти в нечто более серьезное, - КПУ в который раз претендует на роль критика власти, оттесняя с этой позиции НУ-НС и БЮТ-Б. Причем соратники Петра Симоненко фактически монополизируют такие социально значимые и резонансные темы, как пенсионная и жилищная реформы. Оппозиции придется очень потрудиться, чтобы обойти скрупулезных коммунистов. Свои виды на ЖКХ и тарифы имеет БЮТ-Б, пытающийся на уровне Киева сообразить, как надо разрабатывать остросоциальные вопросы.

Заметно, что тем хватает всем политсилам. В то же время, главной на сегодня становится не разработка сюжета, а сама инициатива. Новая политмода или политреальность?  Покажет следующая неделя.  

Лилия Фоменко

 

ТЭГИ: