15:35 / 29.12.2010 Политика

Итоги года: Мы не узнаем Украину!

Власть и оппозиция распланировали будущее

Каждому месяцу – свое событие. Под таким девизом прожили год 2010-й от Рождества Христова украинские политики. Страна получила нового Президента и старую оппозицию, но, вопреки прогнозам, политическая жизнь продолжала впечатляюще бурлить, иногда шокируя окружающих. Причем главные герои процесса последовательно заявляли, что именно им не по нраву. Скоро выяснилось: их не устраивает ….вся страна. В том виде, в каком она существует. И они принялись Украину переделывать, каждый - по плану.

Победа Регионов

В год Тигра Украина вступила, по всем звездным канонам, правильно: выбрала Президента-Тигра. Осень 2009 года и зима 2010-го прошли под знаком жесткой политической борьбы. Это была впечатляющая схватка, о накале страстей в которой свидетельствовал разрыв между фаворитами во втором туре в 6% голосов.

Однако Юлия Тимошенко не смогла добиться третьего тура, главным образом потому, что серьезных нарушений в ходе волеизъявления не было зафиксировано. Впрочем, имелась и другая подоплека провала, - глубочайшее разочарование украинских граждан в «оранжевой» команде. Зато от нового Президента, лидера регионалов, ожидали чуда, которое он обещал в ходе предвыборной кампании, - стабильности и улучшения жизни уже сегодня.

Стартовые решения Виктора Януковича в качестве Президента были показательными: первый визит – в Брюссель, один из первых указов – о переименовании Секретариата в Администрацию. Правда, в феврале больше обсуждали инаугурацию гаранта: перед ним почти захлопнулись двери парламента.

Тем временем Виктор Янукович решал сложные кадровые вопросы. Наверное, действовала энергетика предыдущего владельца президентского кабинета: Виктор Ющенко потерял власть во многом из-за отсутствия команды, у его тезки была несколько иная проблема, - команда была сплоченной, но многочисленной. Для мощного экспертного блока Партии регионов был создан Национальный комитет по экономическим реформам. Помимо прочего, Виктор Янукович созданием новой структуры дал понять, что, во-первых, преобразования будут, во-вторых, главным является он.

Его предшественник – Виктор Ющенко - тихо ушел из активной политики. Его явно утомила борьба. В 2010 году сменилось руководство партии «Наша Украина», так что, оставшись номинальным лидером, он перестал быть руководящим и направляющим. Партия до сих пор пребывает в творческом поиске, периодически что-то заявляя, но слабо реагируя на текущую ситуацию. Можно сказать, «период Ющенко» начался громко – закончился никак.

ШокоЮлия

Юлия Тимошенко, проиграв выборы, взяла паузу. Те, кто ее хорошо знал, не удивлялись: леди Ю и раньше случалось отходить от активной политработы. Но это случалось редко и не более чем на день-два. В феврале же лидер БЮТ выпала из процесса на несколько недель. Причин несколько.

Основная – Юлия Владимировна была на триста процентов уверена в своей победе. После первого тура она, по словам очевидцев, отметала любые предупреждения о провале и даже готова была вообще расстаться с критиками. Некоторые из ее ближайших сторонников были обеспокоены таким «шапкозакидательством». Благодаря агитационному штурму Юлия Тимошенко действительно сумела нарастить рейтинг, но не обогнать Виктора Януковича. Шок стал последствием нежелания признать свое поражение. Сразу после второго тура Юлия Тимошенко еще верила, что президентство достанется ей, чем спровоцировала раскол в рядах БЮТ, вылившийся в демарш группы Андрея Портнова. Судебные тяжбы не помогли.

Пауза затягивалась. Можно сказать, она продолжается до сих пор, потому что, несмотря на постоянную жесткую критику власти, Юлии Тимошенко не удается закрепить за собой титул лидера украинской оппозиции. Как и консолидировать осколки НУ-НС и собственный БЮТ.

Как закалять вертикаль

Тем временем, Виктор Янукович занялся двумя неотложными вещами: инвентаризацией работы предшественников и выравниванием вертикали власти. Если с Кабмином, который возглавил верный соратник Виктора Федоровича Николай Азаров, все было понятно, не случайно же премьер объявил, что это правительство Виктора Януковича, то Верховная Рада выглядела крепким орешком. Там уже существовала прооранжевая коалиция, обойти которую было непросто. Пришлось отменять императивный мандат, депутаты получили свободу и быстро самоорганизовались: Президент получил новую коалицию в составе фракций ПР, Блока Литвина и КПУ, оппозиционный фланг ожидаемо составили БЮТ и НУ-НС. Парламентское большинство получило обидное прозвище «тушенка» из-за индивидуальности членства в нем, причем депутатов, тяготевших к коалиции, клеймили «тушками». Но императивный мандат столь жестко ограничивал свободу действий, что многие предпочли попробовать себя в большинстве.

Окончательным штрихом к стройности властного механизма должны были стать местные выборы. Однако результаты марафона оказались хуже, чем ожидали регионалы: ПР сумела нарастить присутствие в центральных и даже западных регионах, но в «своих» восточных и южных областях получила немногим больше, чем в прошлый марафон. Эксперты отмечали, что если бы в Киеве не были ликвидированы районные советы, то общий итог местных выборов для регионалов был бы грустнее.

Тем не менее, Президент получил возможность расставить представителей своей команды на ключевые посты на местном властном уровне, а Партия регионов окончательно перестала быть «партией региона». Таким образом, преимущество БЮТ на этом уровне было ликвидировано, - основным оппонентом власти вместо Юлии Тимошенко стал Олег Тягнибок со своей «Свободой», компактно разместившийся на западе Украины.

Окончательным шагом к устранению зазубрин в махине власти стала отмена политреформы. Возврат к Конституции в редакции 1996 года замыкал властно-политическую структуру на Президенте. Наблюдатели тогда недоумевали: зачем Виктору Януковичу откат политреформы, да еще через Конституционный суд (что, строго говоря, процедурное нарушение), если он и так самый главный?

Объяснений несколько. Первое – Президенту необходимо было устранить малейшую возможность для возврата к «войне ведомств». Второе – цельность власти необходима ему для воплощения в жизнь плана. Что это за план, стало понятно только зимой, когда Виктор Янукович заявил о старте модернизации страны.

Оранжевые вспышки

Силовой расклад в политикуме стремительно менялся. Казалось, действующие лица сами устали от бесконечных потрясений и рады появлению «самого главного».

В таких условиях Юлии Тимошенко было непросто определиться с тактикой дальнейших действий. Она решила вернуться к старому и попыталась организовать протестное движение. Исчезновение нескольких журналистов стало поводом для серии заявлений, выступлений и даже пикетов. Но значительных массовых акций под эти, безусловно, вопиющие события собрать не удалось.

Следующим рывком стали «харьковские соглашения», точнее, побоище из-за них в Верховной Раде, которое прославило украинскую оппозицию на весь мир. Благодаря яйцам и дымовым шашкам протестанты получили сомнительную славу подрывников, но политического успеха не имели, - коалиция доказала свою стойкость и выносливость, соглашения были ратифицированы.

Наконец, предпоследний рывок Тимошенко – бунт предпринимателей против Налогового кодекса. Однако попытка Юлии Владимировны возглавить массовый и небезосновательный протест вновь сыграла во вред оппозиции, потому что спровоцировала раскол в среде митингующих бизнесменов. Виктор Янукович дал понять, что контактирует исключительно с теми, кто выдвигает только экономические требования. Поскольку политики не нашли внятного объяснения тому, какое отношение имеют к фискальной системе импичмент гаранта Конституции или парламентские выборы в 2011 году, политический блок требований поддержала только часть протестующих. Глубина ошибки Юлии Тимошенко стала очевидна 22 ноября, в годовщину «Оранжевой революции». Лидер БЮТ вышла на Майдан и – была освистана.

Последняя попытка в 2010 году низвергнуть соперника – блокада Рады из-за обвинения Юлии Тимошенко в нецелевом использовании бюджетных средств. И вновь неудача. Проистекающая от того, что Юлия Тимошенко прекрасно видит себя в политике, но – совершенно не желает знать, кого видят избиратели в ней. Бойцовский характер леди Ю здесь ей сослужил плохую службу: перманентная конфронтация в Украине утомила даже ее «соседей». Евросоюз пошел на стремительное сближение с новой украинской властью, и этому не мешало даже потепление отношений с РФ.  

Ляпсусы власти

Команда Президента действовала также не безупречно. Речевые ляпсусы Виктора Януковича стали нормой, а рухнувший на Президента венок – поводом для насмешек и ироничных намеков. Но украинский гарант с завидной невозмутимостью преодолевал все эти досадные случайности.

Куда сложнее давалось ему исправление досадных закономерностей. Парламентская коалиция получила неприглядный эпитет «тушеная» из-за казуистического выверта, дававшего право депутатам определяться с фракцией. Если это было хотя бы логично, то смена правил местных выборов явно выдавала желание выиграть марафон. Только жесткая экспертная критика и возмущение самих политиков вынудили власть внести последние коррективы буквально за несколько дней перед всенародным волеизъявлением. Так, разрешено было участвовать в выборах «молодым» партиям, но оставлен запрет на блоки. Тем не менее, возврат к мажоритарке, пусть и частичный, был воспринят позитивно: слишком серьезно местные советы были разбалансированы привязкой к партиям.

Удивляли и метаморфозы самого законопроекта: то его нигде нельзя было прочитать, то текст подписанного Президентом документа отличался от проголосованного в парламенте. Скоро это станет привычкой: ни Налоговый кодекс, ни законопроект о пенсионной реформе, ни проект Госбюджета во втором чтении не появлялись на сайтах ВР и АП хотя бы за несколько дней до их обсуждения либо принятия.

Эти странности имеют простое объяснение: Кабмин торопится. Перед правительством поставлены крайне сложные задачи, в том числе и внушительный пакет реформ. Нужно воплощать задуманное. И тут оказывается, что, доверяя разработку проектов экспертам-профессионалам, легко ошибиться. По признанию самого Николая Азарова, проект Налогового кодекса писали несколько десятков профессоров. Результат – хаотичный и непоследовательный документ. 

Именно история с Налоговым кодексом, как считают многие эксперты, стала пусковым механизмом административной реформы. Потому что главным ляпсусом в «налоговой» истории стало отсутствие руководящего центра в правительстве: каждый отвечает за свою сферу и другого ничего знать не желает. Отсюда и невнятная реакция на предпринимательский бунт. Глава государства самолично переделал структуру так, чтобы подкрепить министерства комитетами и службами и, хотя бы таким способом, вывести руководящие кадры на ответственность за результат.

Еще один недостаток новой власти – излишне полагаться на силу. Драка 16 декабря была однозначной и серьезной ошибкой, несмотря на то, что парламент разблокирован, и оппозиция не посмела вновь препятствовать трудовым пленарным будням.

Однако позитив в том, что власть слышит народ, признает свои ошибки, и даже готова исправлять их. В том числе и покарать драчунов. Правда, всех: и апрельских, и декабрьских.  

Что они нам еще приготовили?

Со второй половины 2010 года команда Виктора Януковича, да и он сам, все чаще упоминали о плане развития Украины. Еще в 2005 году лидер Партии регионов презентовал проект стратегического развития украинского государства, но там были, в основном, экономические идеи. Придя к власти, Виктор Федорович понял, что без политики не обойтись. Начал он с выравниваний во властном механизме. Окончательно они завершатся в 2012 году, на парламентских выборах, где регионалы рассчитывают взять большинство и самостоятельно сформировать коалицию де факто в Верховной Раде. Пока же Президент занимается кадрами, расставляя на ключевые посты тех, в чьих действиях уверен. Помимо прочего, новые назначенцы политически не заангажированы, что позволяет окончательно изгнать политические поползновения высших должностных лиц.

Экономические преобразования сводятся к усилению роли государства в рыночных процессах. В принципе, об этом легко догадаться по укреплению властных вертикали и горизонтали. ПР никогда и не скрывала своих симпатий к государственному капитализму с элементами плановой экономики. Финансовый кризис, в ходе которого ведущие рыночные державы таки вернулись именно к государственному капитализму, подтвердил справедливость взглядов регионалов.

Другое дело, как это будет воплощаться. Новой власти не удалось вырваться из кабалы МВФ, из-за чего пришлось идти на непопулярные социальные реформы. И хотя раздуло госдолг до неимоверных сумм предыдущее правительство, Виктору Януковичу придется растолковывать украинским гражданам, почему новая команда не в состоянии исправить огрехи старой. А объяснять придется, так как ни Николай Азаров, ни тем более Сергей Тигипко не сумели хотя бы провести агит-подготовку к будущим преобразованиям.  А народ все-таки хочет знать, что к чему.

Будущее от Юлии Тимошенко туманно и в то же время категорично. Она продолжит президентскую кампанию. Собственно, леди Ю таковую и не заканчивала. Ей удалось растянуть предвыборный марафон на полтора года, но не получилось выстроить систему эффективной критики власти. В результате, предприниматели были вынуждены сами заботиться о своих интересах. И сразу возникает вопрос, - кого на самом деле защищает оппозиция?

Ответ был дан в декабре, когда депутаты от БЮТ-Б пострадали из-за Юлии Тимошенко. Этим украинские протестанты, претендующие на лидерство в оппозиционном стане, серьезно дискредитировали себя. Далее у Юлии Владимировны единственный выход – продолжать эпатировать публику скандалами, разоблачениями и периодическими митингами. Статус подследственной только добавляет ей шарма. Но леди Ю последовательно разрушит его, как делала до сих пор.

За год она не сделала ни одного заметного заявления о том, как видит будущее Украины, кроме, разве что, пророчеств о превращении страны в «полицейское государство». Не получилось у БЮТ и отстоять хоть чьи-то интересы, даже свои собственные.

В то же время, если исходить из иерархии отношений в БЮТ, придя к власти, Юлия Тимошенко была бы намного более жестким президентом, чем Виктор Янукович. Во всяком случае, при ней налоговый Майдан вряд ли имел бы успех.    

***

В 2010 году скончалась Баба Параска – символ «Оранжевой революции». Ушла тихо. Ни Виктор Ющенко, ни Юлия Тимошенко не пожаловали на похороны той, которая так им верила. Со времен «оранжа» украинцы научились не верить, а проверять. Можно сказать, новая власть сдала вступительный экзамен на «удовлетворительно». Дальше ей понадобится широкая поддержка, чтобы вывести страну из глубочайшего системного кризиса. Уже сейчас понятно, что регионалы недооценили глубину падения и переоценили свои силы. В праздники у них будет достаточно времени, чтобы обдумать все и вся. По крайней мере, они хоть думают о будущем. Значит, оно у Украины – есть. И это главный итог 2010-го, очень непростого, года.

Лилия Фоменко