Вандализм как вечный спутник политики
Нашумевший случай с приготовлением яичницы на Вечном Огне не является уникальным
Видеоролик, на котором несколько женщин жарят яичницу и сосиски на Вечном Огне, вызвал возмущение не только в Интернете. На него оперативно отреагировали как политики, потребовавшие наказать вандалов, так и внутренние органы, неожиданно оперативно исполнившие их пожелания. Одна из непосредственных участниц акции, активистка «Братства Святого Луки», была установлена и задержана. На данный момент она пребывает под стражей и ей вменяют статью 296 ч. 2 УК Украины («хулиганство, совершённое группой лиц»), которая чревата лишением свободы до 4 лет.
Начальник киевской милиции Алексей Крикун 22-го декабря заявил о том, что пятеро его подчинённых, не помешавших вандализму, привлечены к дисциплинарной ответственности. Двое из них даже лишились работы в ОВД. Если вспомнить, что Крикун всегда пытался сохранить честь мундира и даже в очень резонансных делах (таких как дело Индыло) вставал на сторону милиционеров, его готовность так жестко наказать провинившихся прямо сейчас, без долгих разбирательств, показывает, что общество действительно болезненно отреагировало на этот эпизод. При этом поджаривание яичницы на Вечном Огне трактуется как хулиганство группы нигилистов, совершенное по глупости или недомыслию.
Депутат Владислав Лукьянов, к примеру, утверждает, что участниц нужно исправить воспитательными работами, участием в раскопках и архивной работе. Но чтобы правильно оценить произошедшее, нужно понимать контекст и предысторию.
«Братство Святого Луки» - это ответвление «Братства» Дмитрия Корчинского. Невзирая на то, что организации постоянно заявляют о своей независимости друг от друга, их связь
очевидна: идентичные политические взгляды, объединяющие христианство, украинский национализм и отдельные идеи евразийства, одинаковая эстетика, во многом заимствованная у российской НБП. Сайты организаций постоянно ссылаются друг на друга, имеют одинаковые баннеры. Можно сказать, что если это не собственный проект Корчинского, то уж точно его последователи и идейные соратники.
Акции с Вечным Огнем предшествовал другой эпизод, куда больше подходящий под определение «хулиганство»: поджог танка Т-34, установленного в честь освободителей Киева. Новость об этом событии, выдержанная в традиционном стиле «Братства», первым делом появилась на их официальном сайте: «Бойцами УПА был подбит советский танк». Тогда никто арестован не был, непосредственные исполнители скрывали свои лица и не афишировали имён. Уничтожение военных памятников - продолжение политики уничтожения «тоталитарного советского наследия», которую в той или иной форме поддерживают или одобряют практически все украинские националисты. Отличается лишь уровень радикальности. Если вандализм по отношению к Вечному Огню осуждается, в том числе и многими ультраправыми, то Николая Коханивского, разрушившего памятник Ленину на Бессарабке, поддержали и деятели сравнительно умеренных национал-демократических взглядов. При этом мотивация этих поступков полностью идентична: полное отрицание советского периода истории вместе со всеми его символами.
В блоге «Братства Святого Луки» среди всего прочего цитируется и статья Коханивского, которого они безусловно поддерживают и признают героем. Случаи разрушения памятников Ленину - не единичны. Подобные случаи происходили в Житомире, Херсоне, Виннице. Да и почти в каждом более-менее крупном городе Украины. Аналогичная судьба постигает и других советских героев, например Дзержинского.
Нельзя сказать, что политический вандализм - это удел одних лишь ультраправых, аналогичные действия предпринимает и другая сторона. Яркий пример - акция Евразийского Союза Молодёжи на Говерле несколько лет назад. Тогда вандалы разбили герб, что вызвало чрезвычайное возмущение патриотической общественности. Более всего расправы над евразийцами тогда желало именно «Братство». Не так давно был разрушен мемориальный знак Шухевича.
Любые аналогичные памятники в восточных регионах страны заведомо обречены на уничтожение. Немного реже, чем политические святыни, осквернению подвергаются святыни религиозные. Хуже всего в этом отношении неоязычникам, «родноверам». Власть не признаёт их как настоящую религию, считая в лучшем случае субкультурой, в худшем случае сектой, в то время как православные борются с ними на полном серьёзе, и уничтоженные деревянные идолы бросаются в реку, как и тысячу лет назад. Хотя и христианские, мусульманские, иудейские символы и захоронения тоже подвергаются разрушению, и довольно-таки часто оно объясняется идейными мотивами.
Нельзя решить проблему вандализма, показательно наказав виновных в одном единственном эпизоде, который, в отличие от прочих, даже не был сопряжен с физическим уничтожением символа. Страх быстро перерастает в ненависть, и если сейчас «Братство Святого Луки» сядет в тюрьму - завтра найдутся их последователи, которые будут ещё более рьяно отыгрываться на памятниках. Нужно признать, что в стране есть множество людей, идеалы которых прямо противоречат друг другу. И попытаться как-то жить с этим.