09:10 / 24.12.2010 Политика

Обзор недели: Власть обеспечила досрочный Новый год

Бюджет принят с опережением графика

Сегодня в парламенте – пенсионная реформа. Но переживать за Сергея Тигипко, который расскажет народным депутатам об особенностях нововведений, не стоит, - блокады не будет. Коалиция в последнее время наладила бесперебойный механизм работы, который исключает осечки. Во всяком случае, последняя в 2010 году пленарная неделя декабря стала наглядным пособием по пользе единения.

Хотя еще несколько дней назад казалось, что высший законодательный орган страны на грани глубокого раскола, парламентскому большинству удалось удержать ситуацию. И, разводя руками, представители оппозиции могли разве что риторически вопрошать, как так получилось, ведь тактическое преимущество после побоища 16декабря было однозначно на их поле.  Некоторые протестанты находили ответы в том, что, к примеру, в стране вовсю работает система устрашения особо задиристых политиков.  

На самом деле, коалиция действительно стала работать более слаженно. И одна из причин тому, как ни странно, -  последние маневры оппозиции. Фракции БЮТ-Б и НУ-НС, неоднократно заявляя об уходе из зала в знак протеста, почти приучили «большевиков» обсуждать и принимать законопроекты самостоятельно. Увидев, что голосов хватает, Партия регионов, коммунисты и соратники Владимира Литвина попросту погрузились в работу, которой, как всегда под конец года в парламенте, привалило достаточно, чтобы не расслабляться.

Коалиция мечтает об авансцене

Однако нельзя сказать, что большинство так уж монолитно. Количество «штыков» колеблется в пределах 229-270. И если верхняя граница внушает оптимизм, то несколько случаев «провала» до 228 и ниже, так, что приходилось переголосовывать, наводили «большевиков» на тревожные раздумья.

Во-первых, на фоне масштабных реформ постепенно проявляется роль провластных сил в парламенте. Помимо проведения проектов через Верховную раду, коалиция срабатывает как амортизатор, принимая на себя все тычки со стороны оппозиции. Это раздражает, и первыми показали характер коммунисты: их представители несколько раз заявляли, что не поддержат ни кодексов, ни пенсионной реформы. Во-вторых, некоторые депутаты из коалиционных рядов осторожно выражали несогласие с тем, что парламентское большинство фактически следует в фарватере правительства.

Тем не менее, «большевики» ощутили всю сладость единения, когда без проволочек приняли проект бюджета. Когда этот этап преодолен, можно и расслабиться.  И тот факт, что в Верховной Раде еще во вторник поставили новогодние елки, может служить еще и символом досрочного Нового года. Финансового. Что не может не воодушевлять.     

Много хочешь – мало получишь

В отличие от коалиции, работавшей в сольном режиме, протестанты демонстрировали разноголосицу, которая лишь к концу недели стала походить на стройный хор. Обладая серьезным преимуществом после столкновения в драке 16 декабря, БЮТ-Б и НУ-НС не смогли в полной мере воспользоваться выгодами своего положения.

Тому было несколько причин. Поначалу ведущими были оппозиционные радикалы, да и вообще настроения в БЮТ-Б и НУ-НС с начала недели были самые что ни на есть решительные. Фракции несколько раз чуть не заявили о формировании единой оппозиции, но останавливались на этапе координации действий. Эта координация выразилась в том, что протестанты сформулировали внушительный список требований к власти в связи с инцидентом 16 декабря. Здесь и заключалась их основная ошибка.

Дело в том, что они смешали в кучу все: и расследование избиения, и снятие депутатской неприкосновенности, и принятие закона об оппозиции. Понятно, что упускать такую возможность настоять на своем было бы неразумно. Однако и список желаемого также должен укладываться в пределы допустимого.

Дымные тени прошлого

Например, настойчивое зазывание Генерального прокурора в Верховную Раду. На самом деле, мало кто допускал, что Виктор Пшонка лично явится в парламент. Его появление там вызвало бы кучу вопросов по «делу Тимошенко». Да и втягивание Генпрокуратуры в политическую орбиту вряд ли приветствовалось Президентом.  

Между тем, приход заместителя сразу сузил круг предполагаемых тем для разговора. Кроме того, оппозиция, требуя Генпрокурора в кратчайшие сроки (БЮТ-Б и НУ-НС настаивали на вызове Виктора Пшонки на парламентский ковер уже во вторник), понимала, что ничего конкретного он сказать не сможет по той простой причине, что есть процедура и ее надо соблюдать. Так что требование рандеву с Генпрокурором являлось разве что демонстрацией значимости оппозиции, к которой по первому требованию являются «такие люди».

Если бы протестанты реально хотели пролить свет на столкновение в парламенте, они бы создали временную следственную комиссию и сами бы основательно покопались в вещественных доказательствах. Несмотря на неоднократные предложения, этого сделано не было. В результате, «час ГПУ» в Верховной Раде стал тем, чем и должен был стать, - мини-лекцией об особенностях ведения следствия. А также о побоище 27 апреля. Более того, заместитель Генерального прокурора заявил о наличии уголовных дел против Юрия Грымчака и Андрея Парубия, - активных героев 27 апреля. После чего требования оппозиции лишить отличившихся 16 декабря депутатской неприкосновенности и вообще мандатов, - заметно поутихли.

При своих интересах

Оппозиция завершила неделю тем, что избрала для себя режим «вольных слушателей». А зря. Критикуя бюджет, протестанты и так выдают свое неравнодушие и к процессу, и к документу. Зачем же отказываться от участия в обсуждении?

На тот момент схема ухода двух фракций из зала  устраивает большинство: бюджет точно примут в срок. И «большевики» проводят формальное голосование, сразу давая повод для критики. Никто из них не потрудился объяснить, что, поскольку оппозиция оставила их один на один с бюджетом, который парламентское большинство изучало чуть ли не всю ночь и осталось им довольно, то и нечего было рассматривать документ постатейно.

Тем временем, протестанты понимают, что самоустраниться вообще от работы в парламенте невозможно. Выйдя из зала, они активно общаются друг с другом и со СМИ, - равнодушным к бюджету быть невозможно. Поэтому перед ними стоит серьезная задача, - определиться за время праздников, как дальше сосуществовать с парламентским большинством. Скорее всего, постепенно БЮТ-Б и НУ-НС вернутся в зал.

И тут уже Партии регионов и ее партнерам по ПБ следует поразмыслить, как выстроить отношения с оппозицией: Президент наметил столь масштабные преобразования, что для их обеспечения необходим четко работающий парламент с активными оппонентами и хорошими дозами жесткой мотивированной критики.

Пока же коалиция радуется досрочному принятию Государственного бюджета на 2011 год. И новым кадровым решениям Президента, которые уже называют «вторыми великими чистками». Помимо отставки губернатора и министра здравоохранения, - событий ожидаемых, - на неделе состоялась рокировка в Нацбанке. Вместо Владимира Стельмаха, ушедшего в отставку по собственному желанию, этот пост занял Сергей Арбузов. По непроверенной информации, новый глава НБУ – человек, в преданности которого команде Президента сомневаться не приходится. В отличие от излишне самостоятельного, влиятельного и неоднозначного Владимира Стельмаха, сотрудничавшего практически со всеми украинскими президентами, Сергей Арбузов обеспечит предсказуемость работы Нацбанка.

Прореживание губернаторских и прочих властных рядов Президентом куда любопытнее. Вице-спикер Николай Томенко считает, что это селекция кадров по принципу лояльности либо эффективности работы (политической). Но если присмотреться, секвестр можно объяснить реакцией главы государства на предварительные итоги года. А также стремлением выровнять исполнительную вертикаль.
Что в грядущем, сложном для Украины, году является жизненной необходимостью. Кстати, в парламенте сегодня тоже состоятся чистки, - решится вопрос депутатов-совместителей.

Лилия Фоменко

 

ТЭГИ: