11:00 / 20.12.2010 Политика

Михаил Чечетов: «23 декабря, в четверг, мы положим под елочку бюджет страны»

Народный депутат о бюджете-2011, проведении реформ и экономической ситуации в Украине

Непростая политико-экономическая ситуация в стране не означает полного замирания реформ. О том, когда будет принят бюджет Украины на 2011 год, и как будут развиваться реформы, заявленные властью, «Багнету» рассказал народный депутат Украины, первый заместитель главы парламентской фракции Партии регионов Михаил Чечетов.

Михаил Васильевич, бюджет-2011 примут еще в 2010 году?

23 декабря, в четверг, мы положим под елочку бюджет страны. В этом сомнений нет. Это будет подарком парламента народу Украины к Новому году.

Если это подарок, то значит, граждан Украины должны ожидать приятные сюрпризы?

Конечно. Все познается в сравнении. Давайте сравним. 2009 год, год правления Юлии Тимошенко – 15,1% падения ВВП. Это самое большое падение ВВП в Европе. Да, был кризис, но глубже, чем мы, никто не провалился. Были на то субъективные причины, прежде всего – неэффективное управление страной. В 2010 удалось самолет, летящий к земле, вывернув штурвал, спасти и не дать ему врезаться в землю. И по итогам этого года мы уже вышли на подъем в 3,5%. На следующий год закладываем уже рост  ВВП в пределах 4,5%. То есть этот год стал стабилизационным и переломным. Нам удалось не только спасти  от падения, но и вывести экономику страны  на путь развития. 2011 год станет началом движения экономики по траектории экономического роста.   

Еще один показатель – дефицит бюджета. Он составлял 16,2% в 2009 году. Что такое дефицит? Это разница между доходами и расходами. Когда государство тратит больше, чем зарабатывает. Для того чтобы тратить больше, чем зарабатываешь, приходится брать кредиты. Но их же потом отдавать! А ведь прежде, чем отдать – нужно заработать. Нам удалось дефицит ужать до 5,5% - в три раза. А на следующий год ужимаем разницу до 3,1%. То есть в пять раз мы уменьшили дефицит бюджета. Мы стараемся жить по средствам.

Еще один момент – инфляция. В этом году она будет в пределах 10%, а уже в следующем году – 8,9%. Мы удержим курс гривны - такой же, как и в этом году – 7,95 грн. за 1 долл. Это один из основных показателей, который подталкивает инвесторов направлять свои средства в нашу страну, а также этот показатель удешевляет кредиты, уменьшая финансовые  риски. А чем меньший риск потерять деньги, тем больше шансов получить кредит по низкой процентной ставке. То есть мы добиваемся того, что даже если мы вдруг будем брать кредит, то он будет намного дешевле и нам будет легче его отдавать. Ведь главное стабильность. Когда ситуация стабильная – нам доверяют. Мы должны это понимать и ценить.

А дальше мы будем конвертировать экономический рост в повышение социальных стандартов. В связи с этим, я хочу пояснить, что мы не видим разумной альтернативы евроинтеграционному курсу, но чтобы минимизировать экономические и временные издержки на этом пути, мы должны по максимуму использовать добрососедские и деловые отношения с нашим главным стратегическим партнером и вечным соседом – Россией. Ведь европейские рынки во многом для нас еще закрыты, а вот российские рынки открыты и они огромны. Поэтому сегодня улучшение отношений с Россией является позитивным фактором для роста экономики, а рост экономики дает основу для роста социального обеспечения. И когда наши оппоненты спекулирую и кричат, что повышение социальных стандартов должно проводиться сразу, мы должны понимать, что даже если хлеб посеешь в марте, то хоть на коленях стой и молись на зерно – раньше июля его не соберешь, а потом его еще нужно обмолотить, намолоть муку и выпечь хлеб. Вот и мы сейчас пытаемся заложить экономический базис, который станет основой для повышения социальных стандартов. Как в селе говорят: «Уродило на огороде – будет и на столе». Так и у нас социальный урожай – производная  от экономического роста. Таким образом мы постепенно будем выполнят программу Президента Виктора Януковича, с которой он победил на выборах, за которую проголосовало большинство украинского народа.

Не будет ли периода «урезания» социальных стандартов ради экономии бюджетных средств? Многие граждане именно этого и боятся.

Нет, урезания не будет, но мы не будем заниматься популизмом. Мы не будем принимать популистские решения, которые сегодня пройдут на ура, а завтра аукнутся огромной болью для людей. Мы не будем принимать решения, под которые нет денег.

Я много езжу по регионам и часто сталкиваюсь с тем, что люди мне показывают постановления Кабинета министров той же Тимошенко и спрашивают, почему по этому постановлению не выплачиваются деньги. Я им объясняю, что подписать они подписали, а денег нет. А люди говорят: «Зачем подписывать такие постановления? Вы же нас просто дразните». Поэтому решения будут приниматься только те, под которые есть финансовое обеспечение. Пусть это даже будут не популярные решения. Мы будем делать акцент на принятии тех мер, которые направлены на решение проблем всей страны. Вот пример с принятием Налогового кодекса. Были затронуты интересы малого бизнеса, возможно, не сразу, но мы объяснили им, что необходимо подходить к решению их вопросов  в контексте решения проблем всей страны. Мы объяснили им, что кодекс ведь направлен, прежде всего, на детенизацию бизнеса, причем не только их доходов, но и других секторов экономики. И компромисс был достигнут.

Вы затронули тему Налогового кодекса, который стал одним и шагов власти в направлении непопулярных реформ. Но ведь украинским властям традиционно присущ инстинкт самосохранения – не принятие непопулярных решений ради сохранения рейтингов…

Во главу угла рейтинги ставили Ющенко и Тимошенко. В итоге у них ни рейтинга не было, ни их не стало. Хорошо хоть страна осталась. Сегодня мы идем на принятие решений, которые, возможно, и в ущерб нашему рейтингу, но они жизненно необходимы для страны. Мы пришли не для того, чтобы молится на свой рейтинг. И Янукович не для этого пришел, а для выполнения своей программы. А Налоговый кодекс был нацелен, прежде всего, на максимальную детенизацию экономики. Ведь, по мнению и западных, и наших экспертов, 50% экономики находится в тени, а 50% «на свету». Если брать в абсолютном выражении, то в тени – сумма, равная государственному бюджету. А в тени – это значит, что там не платятся налоги. В развитых странах тоже есть процент теневой экономики, но он там 10 – 15%, а не 50.  И если у людей спросить, то они скажут, что да, у нас 50% в тени, а некоторые скажут, что даже больше. И если спросить о том, нужно ли выводить экономику из тени, то все согласятся.

Так почему не вывести? А потому что многие были против. Они не хотели показывать свои реальные обороты, и именно это заставило тех людей, у кого хорошо шелестит в кармане, вывести на Майдан тех, у кого не шелестит. А если засветить реальные обороты каждого субъекта бизнеса, то можно устанавливать им реальные налоги. А как только мы захотели засветить реальные обороты каждого – поднялся крик. Но мы нашли компромисс с малым бизнесом, настоящим малым бизнесом. Они поняли, что их интересы мы можем рассматривать только в контексте интересов всей страны. Мы объяснили, что стремимся видеть в экономике все ниши, не только нишу малого бизнеса, но и нишу крупного бизнеса, среднего, АПК, угольщиков, пенсионеров, которым пенсию нужно не только платить, но и повышать. И как только бизнес нас понял – был найден компромисс, и Налоговый кодекс был подписан. Правда, за скобки была выведена «упрощенка» и скоро она будет модернизирована и приведена в соответствие с сегодняшними реалиями.

Второй целью Налогового кодекса стала стимуляция развития основных отраслей экономики. Ведь перед нами стоит цель ввести Украину в двадцатку промышленно развитых стран мира. А значит, необходимо поднимать базовые отрасли, такие как судостроение, авиастроение, легкая промышленность. Но они в упадке. И потому в Налоговом кодексе мы заложили невероятные преференции для поддержки базовых отраслей – на 10 лет нулевая ставка налога на прибыль. И кодекс нашел понимание среди людей. Потому, что кроме узкой прослойки тех, кто не хотел светить свои реальные обороты, воспользовался недостаточно хорошей информационной политикой Кабмина и вывел часть людей на улицы для защиты своих корыстных интересов, больше ничьи интересы кодекс не затрагивал. Все вопросы, касающиеся «единоналожников», будут отрегулированы буквально за месяц–два.

Как Вы оцениваете действия оппозиционных сил во время выступлений предпринимателей? Их попытки возглавить митинги?

Это попытка на чужом горбу въехать в рай. Они хотели опять, эти остатки «помаранчевой бригады», я уже иначе их не называю, воспользоваться своим опытом 2004 – 2005 годов, когда они своими грязными лапищами встали на плечи простых людей и влезли во власть. А дальше им люди не нужны были, дальше они перегрызлись, перессорились и чуть страну не развалили. Теперь, когда народ этих политических авантюристов отправил на политическую свалку, они решили воспользоваться временными трудностями, встать на плечи малого бизнеса и попытаться вскочить в парламент на досрочных выборах в 2011 году. Но люди их раскусили и второй раз не дадут себя использовать. Потому народ дистанцировался  от этих горе-политиков. Тем более, что в бизнесе люди более прагматичные и они сразу некоторых примазавшихся политиков посбрасывали со сцены под общий хохот и свист митингующих.

Но, тем не менее, многие эксперты высказывают мнение, что уже скоро будет Майдан-3…

Нет! Майдан-3 может быть лет через 20. Эти помаранчивые политики так обманули людей, что те уже никому не верят. Теперь должно вырасти новое поколение. Я предлагал, что бы в годовщину Майдана, вся эта «бригада» собралась и пригласила на майдан  тех людей, которые мерзли за них и чтобы бывшие помаранчевые бригадиры, встали на колени и покаялись перед людьми, а затем навсегда ушли бы с политической сцены страны. Ведь люди стояли там из лучших побуждений, надеясь изменить жизнь к лучшему. Они и не подозревали, каких проходимцев приведут к власти. Но у этих политиков кишка тонка. Они боятся людей. Потому у народа  уже реакция отторжения к массовым протестам и люди уже по воле политиков на улицы не выйдут. А когда уже второй раз эти политики хотели людей использовать, то народ  показали им, что не доверяет. Должно пройти лет 15 – 20 пока вырастет новое поколение. А то, что митинги и манифестации проходят, когда люди отстаивают свои интересы – это нормально. В Европе тоже так. Это значит, что мы строим демократическую страну, что у нас формируется гражданское общество.

Но для сегодняшней сильной демократической власти неприемлем язык ультиматумов. Мы готовы к любому конструктивному диалогу и компромиссу в контексте интересов всей страны.

Почему же тогда во время разработки и принятия Налогового кодекса не было этого диалога?

Не хватило правительству терпения разъяснить людям, что они делают. Самый главный недостаток процесса принятия кодекса – слабая разъяснительная работа.

В стране стартовала админреформа. Не опасаетесь ли вы, что будет допущена та же ошибка, что и с Налоговым кодексом, ведь также необходима разъяснительная работа?

«У нас на одного с сошкой – семеро с ложкой», - так простые люди говорят. Они понимаю, что реформа органов власти нужна. Он видят громоздкость всей структуры власти. Ведь она не дает эффективно решать проблемы, и еще накладна для бюджета. Все ж ругали этот громоздкий аппарат, но реформу не проводили, поскольку  она непопулярна и рейтингов не добавляет. Да, будут недовольные. Ведь сократится число чиновников. Но все это направленно на дерегуляцию экономики и уменьшение возможностей для коррупции. 

На 50% будет сокращен штат Кабинета министров, на 30% - министерств. Но талантливые, трудолюбивые люди останутся. Уменьшится фонд заработной платы чиновников, который можно направить на другие нужды страны. Но аплодисментов мы не дождемся. Ведь часть людей останется без должностей. Им нужно будет искать работу, и не все будут довольны. Но такая реформа необходима для страны.

Есть опасения, что такое сокращение штата чиновников превратится просто в сведение счетов с неугодными чиновниками

Мы не ведем кадровую политику «помаранчевых», которая сводилась к одному: хоть дурак, но свой. Зачем нам дураки? Это была порочная политика. Они вымели 40 тысяч профессионалов в 2005 году из политических соображений. Доходило до того, что главврачом ставили ветеринара, так как главврача сняли за то, что он был в Партии регионов! Мы исповедуем другую философию: партийный билет ума не добавляет. Мы считаем, что чем больше умных людей будет во власти, тем лучше для страны. Ну, разве плохо, что один из лучших юристов страны Портнов (Заместитель главы Администрации Президента Украины – ред.), сегодня работает с нами. Чем плохо, что умные люди работают на государство? Лучше, чтоб дурак был? А ведь умные люди есть во многих политических силах. Мы сейчас подтягиваем лучшие кадры независимо от партийной принадлежности. А избавляться мы будем от балласта, от тех, кто не способен решать поставленные задачи в современных реалиях.

И все-таки, что же будет с уволенными чиновниками?

Лучшие кадры мы удержим. А остальные… Ну что ж, работа есть. Я каждый день вижу объявления о том, что ищут сотрудников. Разная работа: и интеллектуальная, и физическая. Просто не всех хотят менять специальность. Но надо понимать, что в условиях рынка все очень динамично. Сейчас не так как в Советском союзе, что пришел на одно место работы и 40 рок лет там проработал. Сейчас все очень быстро меняется.

В стране остро стоит вопрос проведения пенсионной реформы. С одной стороны, она необходима, а с другой стороны – ее проведение очень болезненный для Украины вопрос

Вы знаете, нам досталась страна в состоянии хронической, запущенной болезни. Когда уже не действуют терапевтические методы лечения, когда уже необходимо хирургическое вмешательство.

С чего начали «помаранчевые» вожди? Они пришли к власти и  полностью развалили управление страной, переругавшись между собой. Они всегда ставили во главу угла только личные и корпоративные интересы, а они у Ющенко и Тимошенко разные. А Янукович и Азаров ставят во главу угла один интерес – государственный. И это их объединило. И потому они смогли восстановить вертикаль управления страной.

Еще Ющенко за 5 лет умудрился поделить  весь мир на своих и врагов. США – друг, а Россия – враг.  Но такое деление правильно только во время войны, но не в мирное время. В результате это привело к тому, что Украина оказалась в изоляции, и к концу своей каденции Ющенко ездил только в две страны: в Польшу и Грузию. А Янукович радикально изменил эту ситуацию и, закрепив внеблоковый статус страны, стал выстраивать нормальные отношения со всеми странами, исходя из  наших национальных интересов. Мы впервые стали понимаемы для мира. Прогнозируемы. Нас хотят слушать и с нами хотят сотрудничать.

Третьим шагом стала налоговая реформа. Четвертым – админреформа. А теперь и пенсионная реформа. Мы ее начинаем. Это будет очень серьезная реформа. Потому что она коснется огромного числа людей сходу, а в дальнейшем – всех граждан страны. И здесь должен быть соблюден принцип социальной справедливости. И здесь должна быть учтена та ошибка, которую допустило правительство в процессе разработки Налогового кодекса – должна вестись масштабная  разъяснительная работа.

Я точно знаю, что будет устранена главная несправедливость – огромная пропасть между минимальной и максимальной пенсией. Сейчас у нас есть пенсии, которые в 20, а то и в 30 раз больше минимальной. Такая диспропорция будет ликвидирована. Разница между минимальной и максимальной будет максимум в 10 раз. Кроме того, будет введена более жесткая увязка начисления пенсии с количеством труда, качеством труда, зарплатой, условиями работы. И люди смогут ощутить справедливость при начислении пенсии. Здесь ошибка недопустима. Все будет тщательно прорабатываться. Мы должны сделать это пенсионное законодательство понимаемым для людей.

Все-таки в контексте пенсионной реформы самым обсуждаемым вопросом является повышение пенсионного возраста

Вопрос повышения пенсионного возраста стоит перед всем миром. Мир стареет. И количество пенсионеров возрастает. Поэтому странам приходится поднимать срок выхода на пенсию. У нас самая низкая возрастная планка выхода на пенсию. Но у нас те же проблемы, что и у других стран. Возник огромный дефицит пенсионного фонда. И нам наверняка придется повышать пенсионный возраст. Но вопрос в том, как и когда это делать. Предлагался вариант уравнять возраст для мужчин и для женщин. Но когда начинать это делать? В следующем году? Или позднее? Возможно, будет пенсионный возраст подниматься постепенно, например, каждый год на полгода. Но пока еще ведется дискуссия и вопрос окончательно не решен.   

Вы упоминали про «национализм Ющенко». Местные выборы показали некоторый подъем националистических идей. Некоторые эксперты назвали это болезнью Украины, а какова Ваша оценка?

Я считаю, что результаты местных выборов 2010 г. Продемонстрировали  объединение страны. Ведь на прошлых парламентских выборах и на президентских выборах 2004 года – происходил раскол Украины. Запад – поддерживал «помаранчевых», а Восток – Партию регионов. Если вы видели картинку результатов местных выборов 2010 г., то знаете, что практически по всей Украине победила Партия регионов. Это говорит о том, что программу  партии регионов поддержало большинство наших сограждан. Единственное, что в Западной Украине «Свобода» Тягнибока полностью «вычистила» регион от БЮТ. И я думаю, что на следующих выборах БЮТ сможет получить голоса только в канадской диаспоре и то если хорошо заплатит.

А в целом, нужно понимать, что мы разные и по культуре, и по языку, и по религии,  и по традициям, и по ментальности. Но мы всеравно одна большая дружная украинская семья. Кстати, между простыми людьми – абсолютное понимание. Но лад в стране будет только тогда, когда политики откажутся от одной бредовой идеи – навязывания своего стиля и понимания жизни всей Украине. Наша сила в единстве многообразий. Нельзя построить счастливую процветающую Украину только для титульной нации. Если строить ее только для украинцев, то Украины не будет. Ее необходимо строить для всего украинского народа, а это люди разных национальностей.

Не надо учить народ как жить. Необходимо ему дать жить по-людски. Наш народ очень умный и мудрый. Он сам разберется, на каком языке ему  говорить и в какую церковь ходить.

Михаил Васильевич, судя по всему, Вы отстаиваете позицию предоставления русскому языку статуса второго государственного?

Да. Закон должен соответствовать реалиям нашей жизни, а если он идет в разрез с ней, то от него только вред. И если у нас сегодня 60% населения разговаривают на украинском, а 40% - на русском, то думают наоборот - 60% на русском, а 40% на украинском. А ведь  только в мыслях человек не может обмануть сам себя.

Вы помните тот крик Тимошенко: «Пропало все!». Она, общаясь на украинском языке, играет. А в тот момент с нее спала маска, то оказалось, что она думает на русском.

И если исторически сложилось так, что у нас половина страны говорит на русском, а половина на украинском, то не надо мудрить, а нужно просто взять то, что идет от жизни, и воплотить это в законе. В идеале необходимо, чтобы было два языка. Но на сегодняшний день у нас не хватает необходимого количества голосов депутатов, чтобы изменить Конституцию. На язык у нас нет 300 голосов. Но мы готовим законопроект о языках, который даст возможность даже в условиях существования одного государственного языка нормально развиваться и функционировать и другим языкам.   А всем людям чувствовать себя комфортно в языковой среде.

Беседовала Елена Архипова