КПУ на грани раскола
Исключение из партии Леонида Грача может повлечь за собой серьёзные последствия
17-го декабря спикер Верховной Рады Владимир Литвин официально объявил об исключении Леонида Грача из фракции КПУ. Это итог длительного противостояния между «крымскими» и «киевскими» коммунистами, которое берёт свои корни ещё в начале 90-х. 11-го декабря центральный комитет отстранил Грача от должности председателя рескома. Формальной причиной была неудача КПУ на региональных выборах, но решающую роль явно сыграли критические высказывания, которые лидер крымских коммунистов позволял в адрес центрального руководства партии, и, в первую очередь, в адрес Петра Симоненко. Главным камнем преткновения стало сотрудничество КПУ с регионалами и членство в правящей коалиции. Многие члены партии и рядовые приверженцы негативно воспринимали совместную работу с «буржуазными» политиками, поэтому позиция Грача нашла приверженцев.
Крымские коммунисты всегда действовали довольно-таки автономно, что подтвердилось 14-го декабря. Внеочередное собрание рескома восстановило Грача в должности, вопреки решению центрального комитета партии. Ответ из Киева был жестким: республиканский комитет распущен, до перевыборов руководство осуществляется непосредственно из центра. При этом существенная часть крымских коммунистов сохраняет лояльность к своему лидеру и не признаёт его отставки. В перспективе мы явно столкнёмся с появлением второй коммунистической партии, и её активность вряд ли ограничится Крымом.
КПУ сегодня явно переживает не лучшие времена. От 24% на парламентских выборах в 1998 году рейтинг партии упал до 5% в 2007. По утверждению многих экспертов, на грядущих выборах, коммунисты будут балансировать на грани прохождения в парламент. Симоненко, которого рассматривали как конкурента Кучмы на президентских выборах-1999, сегодня не может всерьёз претендовать не только на президентское кресло, но и на сколь-нибудь серьёзный пост в Кабмине. Ностальгия по советскому прошлому и желание реванша, которые во многом обеспечивали коммунистов голосами в 90-е, более не актуальны. При этом, КПУ отошла от радикальной социальной риторики, сконцентрировавшись, в первую очередь, на антизападных и пророссийских лозунгах и сотрудничестве с УПЦ МП. На этом электоральном поле коммунисты проиграли Партии регионов, которая является куда более предпочтительным и серьёзным партнёром, как в глазах правительства РФ, так и в глазах церкви. КПУ оказались в политической ловушке: их ближайшие партнёры по коалиции являются для них главными противниками при разделе голосов.
На этом фоне, вполне объяснимо желание Леонида Грача размежеваться с Партией Регионов и занять более радикальную позицию. Это действительно могло бы придать угасающей партии второе дыхание и вернуть веру электората, который неуклонно перетекает в Партию регионов, к непарламентским левым, а то и к ультраправым, которые в последние годы говорят о социальных правах едва ли не больше, чем официальные коммунисты.
Но тут возникает другая проблема, не политического, а скорее экономического характера: радикальной левой силе, не желающей идти на компромиссы, будет нелегко найти спонсоров. По внутренней информации, уже сейчас штаб Грача испытывает
серьёзные финансовые трудности и вынужден сокращать сотрудников. Далеко не все люди, работавшие в партии за деньги, будут готовы продолжать свою деятельность на волонтёрской основе. Поэтому не стоит рассчитывать, что вся крымская КПУ решит поддержать своего лидера, там сохраняются и люди верные центру.
Но было бы ошибочно объяснять их позицию одними лишь меркантильными соображениями. Вертикальное устройство партии, заимствованное КПУ у своего советского предшественника - важный элемент её идеологии. Нарушение партийной дисциплины воспринимается многими как серьёзный проступок.
Рядовой член партии, Александр Камышов, поясняет: «Леонид Иванович (Грач – ред.) часто высказывает и пропагандирует замечательные вещи, но никогда не стоит забывать об Уставе партии, о партийной дисциплине! Каждый член партии чётко обязан выполнять решения вышестоящих партийных органов и комитетов. Этот принцип зовётся демократическим централизмом, это основа коммунистической партии».
Оценить последствия раскола можно будет лишь спустя определённое время. Всё зависит от того, какие шаги предпримет сейчас Леонид Грач, и каких партнёров себе выберет. Вариантов немного. Сотрудничество с Партией Регионов было бы абсурдным, если учесть, что именно желание выйти из большой коалиции и было причиной окончательного расхождения с Симоненко.
Ситуативное сотрудничество с БЮТ и НУНС возможно, что косвенно подтверждается заявлением Грача: «Я могу сотрудничать с любой политической силой на базе соблюдения закона и самое главное, когда мои идеологические и политические взгляды и задачи соответствуют тому или иному решению, не больше».
Но в долговременной перспективе политических очков это ему не даст, да и вообще может отпугнуть даже самых верных поклонников.
Пророссийские организации Крыма плохо годятся на роль партнёров для Грача, так как им с КПУ приходится делить почти один и тот же электорат. Довольно-таки интересный союзник на региональной арене - татарский Меджлис, но он вряд ли может сильно помочь при выходе на всеукраинскую арену.
Остаются ещё непарламентские левые силы, которые в последнее время пополняются бывшими членами КПУ. Ещё 17-го марта киевский комсомол почти в полном составе покинул ряды партии, и подобные тенденции намечаются в регионах. Найдёт ли недовольная молодёжь общий язык с опальным лидером крымских коммунистов - станет ясно в ближайшее время. Вероятно, на следующих парламентских выборы нас будут ждать уже две коммунистические партии, и главная интрига состоит в том, преодолеет ли хоть одна из них трёхпроцентный барьер.