21:30 / 16.12.2010 Политика

Президентские выборы в Беларуси: овертайм для «бацьки»

Следующий президентский срок может стать для Лукашенко последним

Выборы президента Беларуси, которые пройдут 19 декабря этого года, впервые за много лет обещали преподнести сюрприз. И хотя чуда в виде проигрыша «бацьки» ждать уже не приходится, все же можно смело говорить о том, что в имидже Лукашенко как единственно возможного лидера белорусов появилась трещинка. Хотя, судя по всему, еще не нашелся тот герой, который свергнет эпатажного президента, но уже понятно, что еще одна победа дастся Лукашенко с трудом. Однако, «бацька» не так прост.

Вы просили дождь — я дал вам дождь!

К власти Лукашенко пришел в 1994 году. На должность президента он попал из белорусского парламента, а в законодательный орган – с должности главы совхоза. На выборах 1994 года будущий «бацька» был оппозиционным кандидатом! Сейчас сложно себе такое представить, но с победой его поздравил президент США.

Прославился Лукашенко после антикоррупционного выступления в парламенте. Тогда он обвинил главу Верховного Совета республики Станислава Шушкевича в краже ведра гвоздей для строительства дачи. Меньше чем через год, после своего избрания на пост президента, Лукашено приказывает изъять из печати текст выступления одного из депутатов парламента, в котором рассказывалось о коррупции в команде новоизбранного главы страны – газеты выходят с пустыми полосами…

Но утверждать, что Лукашенко сразу же стал тираном и диктатором, было бы верхом несправедливости. «Бацька» ведь на то и нужен, чтобы не только наставлять, но и учитывать интересы своих «детей». Так в 1995 году Лукашенко провел референдум, на котором белорусы высказались в поддержку интеграции с Россией. И Лукашенко посодействовал сближению двух государств. «Бацька» спросил разрешения распускать парламент, если тот нарушает Конституцию, и белорусы его поддержали. Дальше - больше. В 1996 году, он провел второй референдум, которым с позволения народа расширил свои полномочия. Можно сколько угодно спорить о демократичности этих плебисцитов, но одно остается неоспоримым – Лукашенко сделал так, что большинство его действий получили формальное одобрение народа. И многие поверили в то, что хотят видеть Александра Лукашенко своим правителем.

«И, вы знаете, я вам скажу откровенно, если б у меня журналист или политик подобным образом начал кричать, я б ему вырвал язык изо рта»

«Последний диктатор Европы» - так называют «бацьку». Прежде всего, за борьбу с оппозицией. За время правления бесследно исчезло множество недовольных. С 1994 года преследованиям и всяческим ущемлениям подвергались не только белорусы, но иностранные граждане. О правах журналистов и говорить не приходится. Но! Оппозиция выжила. В одной из статей белорусский оппозиционный журналист Андрей Динько, написал, конечно, не без иронии, что Лукашенко отчасти поспособствовал формированию настоящего, хоть и подпольного, гражданского общества. В стране процветает оппозиционная пресса, дискуссионные клубы, различные общественные организации. Кроме того, люди все меньше хотят сближения с Россией, и уж тем более, возвращения в СССР.

«Я на коленях готов ползти в Россию»

 Подобные высказывания Лукашенко произносит в те моменты, когда страну охватывает «газовый голод». Россия – друг и союзник. Русский язык не только для русских родной, но и белорусам не чужд. Взамен на дешевые нефть и газ лидер белорусского народа готов отказаться от национальной самоидентификации, языка, истории, традиций… Готов просить, но… только на своих условиях.

«Если вы попробуете нас растворить в России, провести, так сказать, аншлюс, то вы получите такую партизанскую войну, по сравнению с которой Чечня вам покажется детским утренником»

 Как только Москва прикрутила газовые краны и недвусмысленно дала понять Лукашенко, что не желает больше видеть его главой союзного государства – он обратил свой взор в Европу. Ничего, что он уже давно объявлен там персоной нон-грата. Все ведь можно исправить, приняв демократические правила игры. И Россия опешила. Все обвинения президента Белоруссии в коррупции, авторитаризме, некомпетентности, хамстве и предательстве общих интересов, которыми обильно поливала его российская пропагандистская машина, прошли мимо. Европа оказалась вполне терпимой к некоторым недостатком Лукашенко. Главное для ЕС – возможность инвестировать в экономику страны и выстроить буферную зону между собой и Российской Федерацией. А чтобы все выглядело по-честному, перед Лукашенко поставили требование – провести демократичные выборы президента. И вы верите в то, что в ЕС рассчитывают на победу другого кандидата?

«Дело не в том, изберёте вы меня или нет, - где вы денетесь, изберёте, и если вас устраивает, то я буду работать»

 По разным социологическим опросам, рейтинг Лукашенко переваливает за 40%. Это, конечно, не те 80%, с которыми он побеждал раньше, но все же весьма убедительно.

«Мне достаточно сегодняшних рейтингов, чтобы избраться президентом», – заявил недавно «бацька».

По мнению белорусского политолога Александра Класковского, разговоры о рейтингах - всего лишь игра.

«Многолетнее выжигание всяческой альтернативы и конкуренции превратило внутриполитическое поле в пустыню. Против оппозиции много лет работает железная машина: давят репрессиями, дробят, разлагают через агентов. У инакомыслящих нет возможности на равных предлагать свои идеи», - уверен эксперт.

Скорее всего, показывая относительно объективный рейтинг, Лукашенко играет в демократию в угоду Западу.

По мнению главы Комитета избирателей Украины Александра Черненко (представители этой организации следят за ходом выборов в Белоруссии в составе миссии ОБСЕ), Лукашенко должен провести демократические выборы, но вопрос в том, умеет ли он это делать.

Так, по сообщениям, поступающим из Белоруссии, уже двое из 9 оппозиционных кандидатов попали в странные ДТП. К счастью, оба остались живы, но намек выглядит весьма прозрачным.

Тем не менее, сторонников Лукашенко терзают сомнения, не лишенные справедливости. Зачем кандидату, чья победа и так уже предопределена, ввязываться в грязные игры с устранением и запугиванием конкурентов?

Хотя стопроцентным демократом лидеру белорусов прикинуться не удалось. Митинг оппозиции, намеченный на вечер 19 декабря, на центральной площади страны, уже запрещен. По словам очевидцев, к Минску подтягиваются колонны военной техники, а по стране полным ходом идет предварительное голосование – весьма неоднозначная процедура, характерная для Белоруссии. Так, за пять дней до основной даты голосования на избирательные участки доставляются бюллетени, и желающие могут прийти и проголосовать. Как правило, голосуют во время досрочного голосования студенты и военнослужащие.

В этом, видимо, и сокрыт тайный смысл этой процедуры. Во-первых, контроль наблюдателей ослаблен, во-вторых, голосуют, как правило, зависимые категории граждан, в-третьих, использованные бюллетени хранятся под охраной до момента, когда начнется подсчет голосов всех проголосовавших, а за это время можно их «подправить». А волеизъявиться во время предварительного голосования может до 20% избирателей.

Показательным было одно из заявлений Лукашенко после прошлых президентских выборов.

«Поэтому, если вам говорят, что, «знаете, тут сфальсифицировали выборы», и так далее, и так далее - не верьте этому! Да, мы… мы последние выборы сфальсифицировали, я уже западникам это говорил. За президента Лукашенко проголосовало… проголосовало 93,5%. 93,5. Но, говорят, это не европейский показатель… мы сделали 80. Это правда было. Если сейчас начать пересчитывать бюллетени, я не знаю, что с ними делать вообще… Это европейцы до выборов нам говорят: «Ну, если будут примерно европейские показатели… на выборах, то мы ваши выборы признаем». Мы старались сделать европейские… но тоже, видите, не получилось. Пообещали, что если европейские, то всё будет нормально. Сделали европейские - ненормально…», - сказал он.

Похоже, Лукашенко решил еще раз попробовать сделать на выборах тот результат, который устроит Европу. Но есть еще Россия, которой нельзя показать слабину. Если ЕС устроит демократическая победа с минимальным перевесом, то для Москвы необходим результат, который подтвердит, что именно действующий президент контролирует ситуацию в стране. И демократия тут ни при чем.  Вот и разрывается Лукашенко между игрой в демократа, привычками диктатора и желанием подольше сохранить свое место.  

«Народ белорусский рискнул и избрал меня Президентом. Это бывает чрезвычайно редко в истории и больше, возможно, не будет»

 Итак, Лукашенко победит. Сомнений в этом нет. А его двойная игра принесла определенные бонусы в виде прощения Москвы, которая предпочла дружить с бессменным руководителем союзного государства, а также в виде потенциальных послаблений со стороны Запада.

Но имидж «бацьки» понес урон. С одной стороны, белорусы наверняка заметили метания Лукашенко между Россией и Западом. А с другой стороны, нет оснований думать, что Медведев и Путин забудут оскорбительные высказывания белоруса в их адрес, его непослушание и излишнюю самостоятельность. Скорее всего, в отместку за все причиненные неудобства российские власти и, конечно же, знаменитые спецслужбы взрастят за годы очередного пришествия Лукашенко, его приемника – более лояльного и покладистого.

Очевидно, информационные войны между руководством двух стран не закончатся на показе разоблачительных фильмов про Лукашенко, а продолжатся и примут более ожесточенные формы.

Вполне возможно, что после выборов 19 декабря начнется последний президентский срок Лукашенко. Как утверждают его недоброжелатели – ему давно стоило уйти. После трех сроков или, как в любимом Лукашенко хоккее, после трех периодов. Сейчас, похоже, он получил овертайм.

Елена Архипова