19:50 / 13.12.2010 Политика

Админреформа: Украина - не Россия?

Эксперты утверждают: причина провала административной реформы в РФ - недостаток политической воли

Наибольшие надежды в борьбе с коррупцией власть полагает на грядущую административную реформу, которая предусматривает сокращение количества министерств, ведомств и вообще всего госаппарата. Напомним, Указами Президента уже уволены 15 министров, часть из них переназначены. Кроме того, структура министерств изменена, ряд комитетов и комиссий упразднены, некоторые из них переподчинены.

Поговаривают, что это далеко не предел: количество министерств до начала нового бюджетного года могут сократить еще раз - до 12-ти, своих должностей лишатся тысячи «простых» чиновников.

И нельзя сказать, что вопрос сокращения государственно аппарата не актуален, поскольку, согласно статистическим данным, за последние пять лет количество чиновников в Украине увеличилось с 257,1 тыс. (по состоянию на 1 января 2005 года) до 283,4 тыс. (на 1 января 2010-го). Однако эффективность такого антикоррупционного инструмента, чем далее, тем все больше подвергается сомнениям.

Административная реформа в России: как это было

По мнению украинских экспертов, украинская административная реформа похожа на неудавшиеся реформы в России в 2000 году. В частности, такое мнение украинским СМИ выразил председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. Эксперт уверен, что аналогичная судьба ждет и украинскую админреформу.

«Отцам украинской админреформы следует изучить причины того, почему эта реформа в полной мере не сработала в России», - отметил политолог.

Напомним, что результаты усилий руководства РФ по осуществлению административной реформы оказались не самыми радужными. По сути, получилось, что административный аппарат России после длительной встряски вернулся в прежнее состояние. Число федеральных структур по истечению двух последующих лет после реализации админреформы вновь возросло, были де-факто признаны нецелесообразными меры по сокращению числа руководителей федеральных структур, а также по распоряжению тогдашнего главы правительства Михаила Фрадкова частично было восстановлено число заместителей министров и возросло число вице-премьеров.

Член правительственной Комиссии России по реализации Административной реформы, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов уже на заре окончания реформы публично констатировал, что «дело зашло в тупик».

«Мы получили ситуацию, в которой самое лучшее и логичное, что можно сделать, — вернуться в старое состояние», - отметил тогда Кузьминов.

По мнению самого члена правительственной комиссии, основная причина неудачной реформы в России заключалась в недостаточном финансировании и отсутствии единой команды для ее реализации. Кузьминов заявлял, что именно слабость согласия в политической элите и недостаток политической воли в осуществлении реформы привели к неудаче.

Административная   реформа, продолжавшаяся полтора года, остановилась на подсчете 6-й тысячи функций государства, и за два дня до президентских выборов 2004 г. Владимир Путин объявил о завершении реформы, представив обществу новую структуру и состав федерального правительства.

В итоге, реформа государственной службы в РФ свелась в основном к повышению зарплаты чиновникам, к дальнейшему повышению расходов на содержание госаппарата и к росту коррупции.  

Согласно официальной статистике, в начале 1990-х гг. в России было 1 млн 4 тыс. чиновников, в 2000 г. уже 1 млн 168 тыс., в 2005 г. – 1 млн 318 тыс. А в бюджете 2007-го года расходы на содержание госаппарата и зарплаты чиновникам выросли почти в два раза.

Параллельно в России стремительно вырос уровень коррупции. Как засвидетельствовали результаты исследования, проведенного в период с 2001-го по 2005-й год российским фондом политических исследований «Индем», объем нелегальных сделок в среде бизнеса и бюрократии за период 2001–2004 гг. вырос в четыре раза и превысил доходы федерального бюджета страны в 2,66 раза. А объем коррупционного рынка в отношениях бизнеса и чиновников вырос в 10 раз.

Напомним, что даже по словам тогдашнего генерального прокурора России Владимира Устинова, масштабы и распространение организованной преступности в России во времена административной реформы приобрели характер национальной угрозы.

Кроме того, в рейтинге конкурентоспособности World Economic Forum Россия в 2006 г. опустилась за истекший год на девять позиций и заняла 62-е место в списке из 125 стран.

Так что, как демонстрирует практика российских коллег, данная реформа может быть как полезной для страны, так и напротив – угрожающей.

В Украине знают, «где собака зарыта»

В Украине же представители власти настроены оптимистично, уверяя, что Россия в своей неудаче виновата сама, поскольку ей не хватило политической воли. Такое мнение журналисту «Багнета» выразил заместитель Секретаря СНБО Украины, политолог Дмитрий Выдрин.

«Все админреформы похожи друг на друга. И Россия также не «создавала велосипед», а взяла европейские образцы», - подчеркнул чиновник.

По мнению Дмитрия Выдрина, проблема России состояла в том, что реформа не была доведена до конца.

«Никакая реформа не принесет успех, если останавливаться посередине. Я как-то занимался восточными единоборствами и когда я спросил у тренера, какой вид боевых искусств лучше – японский или китайский, он ответил, что лучше тот, которым удалось овладеть до конца. Даже дворник с 10-летним стажем с помощью метлы может побить самурая-новичка с мечом в руках. Россия потерпела неудачу из-за незавершенности процесса реформирования государственного аппарата», - резюмировал эксперт.

Аналогичное мнение в общении с украинскими СМИ высказал и министр юстиции Украины Александр Лавринович.

«В Российской Федерации ничего не вышло из-за смены высшего политического руководства, и модель, которая возникла в последние годы, не позволили завершить начатую реформу», - уточнил он.

Министр также добавил, что действующая власть ориентировалась на практику, которая существует в странах Европейского Союза.

«Мы здесь не придумывали чего-то, не делали крупных открытий. Мы приняли тот опыт, который уже реализован в странах, которые построили успешный менеджмент и показали, что он работает на экономику», - подчеркнул Лавринович.

В свою очередь, заместитель главы партии «Сильная Украина», политолог Кость Бондаренко убежден, что рост уровня коррупции в России никак не касается административной реформы. Об этом он сказал в разговоре с журналистом «Багнета».

«Уровень коррупции прямопропорционален централизации власти. Россия никогда не занималась как таковой борьбой с коррупцией, она боролась лишь с ее проявлениями. В борьбе с коррупцией бить нужно по самым корням, а не верхам», - подчеркнул Кость Бондаренко.

Эксперт также обратил внимание на то, что в украинской административной реформе есть один преимущество, очень важный фактор, которым не располагала Россия при проведении админреформы.

«В Украине админреформа предусматривает также дерегулятивную систему, которая позволит сократить уровень коррупции на 50%. Согласно 2-му этапу административной реформы, который предусматривает сокращение и оптимизацию Аппарата Президента и обладминистраций, реорганизация на местах будет приведена на основе правительственной схемы. Иными словами Аппарат Президента, скорее всего, будет брать за основу схему реорганизации исполнительной власти, т.е. Кабмина», - подчеркнул Бондаренко.

Помимо этого, Кость Бондаренко также добавил, что сокращать будут, скорее всего, замов. Эксперт убежден, что впереди никаких преград нет и админреформа будет закончена в положенные сроки, а задача народа оказать власти моральную поддержку.

«Админреформа будет однозначно завершена до Нового года, поскольку есть четкие запланированные сроки. На реализацию админреформы выделено два месяца и потому до 2 января реформа уже будет закончена. Думаю, что людям стоило бы более доверительно относиться к решениям власти и в чем-то ее поддерживать», - отметил эксперт.

Стоит отметить, что само по себе сокращение государственного аппарата никаких гарантий в отношении более эффективного использования расходной части бюджета не дает. Также не дает никаких гарантий относительно снижения уровня коррупции. Поскольку, если чиновников меньше, это еще не значит, что будет меньше взяток. Просто их, возможно, будут брать одни и те же люди. В то же время, если российский пример админреформы это только подтверждает, европейский пример, напротив, демонстрирует «хэппи-энд» административных преобразований. Так что остается надеяться, что административная реформа в Украине в итоге обернется для страны настоящей «рождественской сказкой». Тем более, сегодня Президент Украины Виктор Янукович во время открытия заседания Совета регионов объявил, что берет проведение административной реформы под свой личный контроль.

А как у них?

Если в Германии после объединения страны численный состав органов госуправления увеличился с 300 тыс. человек в 1989 г. до 381 тыс. человек в 1992 г., то в 1998 г. в результате реформы он насчитывал уже 310 тыс. человек. В системе федерального управления в период с 1993 г. до конца 1998 г. было ликвидировано 65 тыс. рабочих мест, что позволило сэкономить только в 1998 г. 5,4 млрд. марок.

В Финляндии в период с 1991 г. по 1996 г. число госслужащих, финансируемых из госбюджета, было сокращено на 43%, что привело к сокращению госрасходов в целом на 8% ВВП в 1999 г. по сравнению с 1991 г.

В США число федеральных госслужащих было сокращено на 17% в период с 1993 по 1999 гг. (на 15%).

Дмитрий Воронков