13:47 / 13.02.2009 Политика

32 человека не боялись защищать Солженицына

35 лет назад, 13 февраля 1974 года, лишенного советского гражданства Нобелевского лауреата, писателя Александра Солженицына депортировали в ФРГ

Поводом для лишения гражданства и высылки за пределы СССР стало обвинение писателя в государственной измене.

Вот как об этом сообщило Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) : «Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических Республик, лишен гражданства СССР и 13 февраля 1974 года выдворен за пределы Советского Союза Солженицын А.И.

Семья Солженицына сможет выехать к нему, как только сочтет необходимым».

Показательно, что после депортации писателя, пытаясь оправдать свои действия волей народа, власти СССР организовывали всевозможные собрания трудовых коллективов, партийных и профсоюзных организаций, которые клеймили позором антисоветчика Солженицына, и слали в ЦК КПСС и центральные газеты письма в поддержку советского правительства. Именно с тех времен дошло до нас выражение: «Я, конечно, Солженицына не читал, но, я его осуждаю…».

Но были и другие письма. Письма в поддержку Солженицына. Однако партия и правительство СССР надежно прятала их от народа… Сейчас эти письма хранятся в архивах. Прочитать их удалось лишь после развала СССР.

К примеру, сразу после публикации сообщения о лишении Солженицына гражданства, председателю Президиума Верховного Совета СССР Николаю Подгорному пришло анонимное письмо с вырезанным из газеты правда сообщением ТАСС, на котором было написано: «Во-первых - дураки, во-вторых - трусы, в-третьих – подлецы».

Еще один отклик на почтовой открытке.

«Ув. Тов. Подгорный.

Зачем вы травите Солженицына Александра Исаевича, вы что из той же банды палачей, которая гноили в лагерях и расстреливала миллионы (десятки) ни в чем не повинных советских людей???

Сволочь из чека вроде Лаврентия Берия и ему подобные недоноски, заслуживает презрения и гнева народного, а вы защищаете сволочь, которую судить надо.

Да, мы слушаем «Архипелаг Гулаг» и даром вы пускаете на ветер миллионы рублей на глушение, вы просто забываете, что мы живем в век полета человека на Луну, постарели.

У русских был Пушкин и Ломоносов, есть Солженицын и Сахаров - это ум, честь и совесть русского народа, а остальные гл. вельможи в истории не сохраняются.

Юра Любченко».

Отклик адвоката Мердеева.

«Председателю Президиума Верховного Совета СССР тов. Подгорному Н.В. г. Москва

От гр-на Мердеева Алексея Андереевича (1934 г. рожд. адвокат. Адрес: Ульяновская обл. Цильнинский район, с. Б.Нагаткино)

Товарищ Председатель!

В связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР о лишении гражданства Солженицына А.И. и откликами советской прессы по этому вопросу хочется сказать: Все пишут и твердят: "Нет ни одного человека в Советском Союзе, поддерживающего Солженицына". Сказали бы лучше, что таким не дадут слова. А кто знает мнение ВСЕХ? В Конституции СССР есть слово "референдум". Когда в Советском Союзе проводился опрос населения для выяснения мнения всех по какому-либо вопросу? (я не говорю о необходимости опроса о писателе, а шире, вообще). Считается, что мнение заранее подготовленных к выступлению лиц - мнение всех.

Отклики на Указ в большинстве исходят от лиц, не читавших книг этого автора и далеких от литературных интересов. А писатели, что клянут Солженицына, докажут свою правоту лишь тогда, когда напишут книги идейно и художественно более сильные, чем произведения Солженицына, тогда у нас отпадет интерес к нему, только этим можно победить Солженицына, если он клеветник.

А пока мера против писателя не всем представляется правильной. Мы не видим его книг и обязаны слепо верить газетным отзывам. А на слепой вере держалась религия...

Получилось, что выслав писателя, мы признали, как он нам страшен. Невольно родится другая вера - в возможность возвращения литератора со временем на Родину, когда его поймут.

20.II.1974

С уважением Мердеев».

Отклик шахтера Воропаева, который пришел в Верховный Совет СССР через неделю после депортации Солженицина.  

«В Верховный Совет СССР

Я узнал по телевидению (в «Известиях» об этом не сообщалось) Указом Верховного Совета СССР гражданин СССР, советский писатель Солженицин Александр Исаевич за клевету на советский строй был лишен гражданских прав и выдворен за пределы СССР. Без суда. Насколько мне известно, лишение гражданских прав производится только по решению суда. А Солженицына лишили гражданских прав без суда. Почему? И далее. Конституция СССР статья 125: гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова, б) свобода печати...

У меня как гражданина СССР возникает вопрос: Солженицын Александр Исаевич гражданин СССР, Брежнев Леонид Ильич то же гражданин СССР, действие конституции СССР и ее статьи 125 по идее на обоих распространяется одинаково.

Но первому - Солженицину - запретили говорить, что он думает, запретили, что он хочет отпечатать... Поэтому он вынужден печататься за рубежом. А второму - Брежневу - предоставлена свобода слова говорить перед микрофоном, от имени и от себя, ему предоставлены типографии и бумага, где он может и печатает то, что хочет.

И вот вопрос: для одного гражданина СССР гарантии конституции это фига из трех пальцев, для другого же тоже гражданина СССР гарантии конституции есть в полном объеме. Так правомочна и существует ли конституция в Советском государстве. Или она надобна только для вывески?

Граждане СССР, масса, не может судить о смысле изложенного писателем Солженицыным, поэтому утверждать, что Солженицын клевещет на Советский строй, не ознакомившись с его творчеством, у советского народа - массы - нет оснований. Ему, народу, это не ведомо.

И последний вопрос: почему нам - массе советских людей запрещают читать творения людей (вроде Солженицына), ведь Горький утверждал: «Книга - источник знания. Любите книгу». Значит, Горький был не прав, не всякую книгу надо любить. Книгу Брежнева надо любить, книгу Солженицына - не надо. Кто же арбитр в этом деле.

Выходит наше правосознание не может понять, что к чему. Мы, люди XX века, слабоумные, недоразвитые, а социализм построили. Как же это так получается?

Почему нет доверия народу, массе Советского Союза. Прячут правду и тут же предлагают участвовать в спрятанном?».

Вообще же, согласно официальной советской статистике тогда было зарегистрировано  32 подобных отклика.

Вообще же об Александре Солженицыне написано тысячи статей, опубликовано сотни интервью с писателем. Его литературное наследие еще долго будут изучать специалисты и открывать для себя новые поколения. Естественно, «Багнет» ничего нового не расскажет о Солженицыне, но все же мы коротко напомним о классике русской литературы.

Александр Исаевич Солженицын родился в городе Кисловодске в 1918 году. В 1941 году окончил физико-математический факультет Ростовского университета, а паралельно учился Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ).

В 1941 году Солженицын поступил в артиллерийское училище, готовившее офицеров по годовой сокращенной программе. После окончания училища уходит на фронт, где командует батареей артиллерийской звуковой разведки.

В феврале 1945 года, уже на территории Германии, Солженицын был арестован фронтовой контрразведкой за то, что в письмах к друзьям назвал Сталина «паханом», что в дальнейшем было переквалифицировано в «антисоветские высказывания», вылившиеся в 8 лет лагерей и вечную ссылку.

После реабилитации в 1956 году, Солженицын работает школьным учителем в Рязанской  области и начинает заниматься литературным трудом

Первая повесть, посвященная сталинским лагерям, «Один день Ивана Денисовича» была опубликована в 1962 году в журнале «Новый мир», и принесла Солженицыну всемирную известность. В 1965 году КГБ арестовал архив писателя, а с 1966 года его полностью перестали печатать в Советском Союзе.

В 1967 году Солженицын обратился с письмом о цензуре, идеологическом диктате КПСС и свободе слова к IV съезду писателей СССР. А уже через 3 года Солженицын получил  Нобелевская премия по литературе «за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы».

В сентябре 1973 года в распоряжении КГБ оказалась рукопись романа Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ, 1918...1956: Опыт художественного исследования», в котором автор описал советскую систему массовых репрессий и произвола сталинских времен. Узнав об этом, писатель распорядился сдать в набор рукопись, ранее вывезенную за пределы страны, и в декабре того же года в парижском издательстве YMCA-press вышел первый том «Архипелага ГУЛАГ».

После вынужденной эмиграции некоторое время Солженицын с семьей жил в Швейцарии, в Цюрихе. Затем переехал в США, в штат Вермонт, где завершил третий том «Архипелага ГУЛАГ» и продолжил работу над исторической эпопеей «Красное колесо».

В августе 1990 года Солженицыну было возвращено советское гражданство. В 1994 году писатель вернулся на родину, однако его приезд был воспринят неоднозначно, вызвав множество споров вокруг творчества и жизненной позиции писателя.

Несколько писатель встречался с первым президентом РФ Борисом Ельциным, а затем и с Владимиром Путиным. Солженицын пытался донести до политиков свои взгляды на политическую ситуацию в стране, но, судя по всему, его слышали плохо…

В ночь с 3 на 4 августа 2008 года Солженицын скончался.