13:25 / 10.12.2010 Политика

Обзор недели: Власть занялась самосовершенствованием

Президент дал старт масштабнейшей админреформе за последние 19 лет

Глава государства решил войти в Новый год с новой структурой исполнительной власти. И буквально в полдня перекроил правительство. Перемены грянули в четверг вечером: Виктор Янукович издал два основных для проведения админреформы указа. Первым уволил министров и переназначил заново, но не всех. Вторым четко расписал, какие министерства и ведомства будут в обновленном Кабмине. Тем самым Президент сформировал базу для дальнейших реорганизаций и одним махом свел к нулю вероятность любых спекуляций на теме, которая, несомненно, станет топовой для следующей недели, независимо от того, будут ли еще перестановки.

Кабмину оставили только самое необходимое

Новая структура Кабмина сориентирована на максимальную эффективность. Несколько министерств объединены в одно. Особенно заметно это на примере Министерства инфраструктуры, которое наследует Минтранс и еще получает туризм. Энергетикой и угольной промышленностью также будет ведать одно министерство. Министерство науки и образования, молодежи и спорта - такое длинное название имеет ведомство, образованное также в результате слияния двух структур. Министерство регионального развития теперь имеет расширение «строительства и ЖКХ». Для чего сделано? С целью снять конфликты интересов, реальные или вероятные, в отрасли. Это позволит Центру проводить в пределах одной отрасли цельную политику и снизит частоту ситуативных решений.

Есть и раздробленные министерства. Минтруда и соцполитики разделено на Министерство социальной политики и Государственную инспекцию по вопросам труда, что, в принципе, логично.

Почти при каждом стратегическом министерстве создан контролирующий орган (инспекция) или профильный комитет. В названиях многих ведомств слово «национальный» заменено на «государственный», что говорит о стремлении избавить центральный орган исполнительной власти от любых идеолого-политических акцентов. Наконец, ряд комитетов стали службами, тем самым усилилось подчинение этих структур руководящим ведомствам.

Исчезли несколько комитетов и агентств, в том числе, и Госкомпредпринимательства.

В правительстве остался скелет

Но не в шкафу, а в структуре. Скелет, как водится, человеческий. Президент, увольняя и переназначая министров, ясно дал понять, что формирует Кабмину надежный «костяк» для наращивания мышечной массы. И для результата.  В обойме остались, в основном, те, кто хоть как-то оправдал имидж «профессионала» и показал умение работать командно.  

Вице-премьерский состав остался неприкосновенным. Однако каждый переназначенный получил «довесок» в виде точного указания сферы, которая ему поручена. Тем самым Виктор Янукович сводит к минимуму вероятность межличностных конфликтов. Андрей Клюев отныне ведает экономикой и торговлей, Борис Колесников – четко инфраструктурой. В сфере приложения усилий Виктора Тихонова – ЖКХ, строительство и региональное развитие. Самый интересный момент по Сергею Тигипко: он займется социальной политикой. Стычек с профильными министрами не будет по одной простой причине: вице одновременно возглавили эти ведомства. Каждый – свое.

Из 15 же министров вернулись в свои кресла только 6. Прогнозируемо остались в правительстве Виктор Балога (чрезвычайные ситуации), Юрий Бойко (энергетика), Николай Злочевский (экология), Николай Присяжнюк (аграрная политика и продовольствие), Дмитрий Табачник (образование и наука, молодежь и спорт) и Михаил Кулиняк (культура). Зато удивил вывод за пределы правительства Анатолия Толстоухова и Василия Ященко, не говоря уже о Дмитрии Колесникове и Константине Ефименко. Скорее всего, это говорит о принципиальности смещений и назначений.

Часть министров не переназначались. Сигнал высокого доверия. И удовлетворенности их работой. Несомненно, при разработке поправок к НК видную роль сыграл Александр Лавринович. Не вызывала никаких сомнений и судьба Константина Грищенко. Избежали указа «силовики» (МВД и оборона). Менять же министра финансов в разгар бюджетного процесса – вообще неразумно. Наконец, оставлен на своем посту министр здравоохранения, скорее всего, «под медреформу».

 Это не последние кадровые решения, а только начало таковых. Но они свидетельствуют о том, что Виктор Янукович решительно отказывается от восприятия Кабмина как комнаты с креслами для удовлетворения амбиций всех желающих. Отныне он должен стать «рабочей лошадкой».

Оголенными остались несколько министерств и немало подчиненных ведомств. Несмотря на то, что в указе оговорено, что новосозданная структура является правопреемницей ликвидированной, о кадрах там не сказано ни слова.

Тактика сильных ходов

У наблюдателей возникает вопрос: почему масштабную админреформу Президент начал в декабре? Ведь, казалось бы, момент выбран неудачно. Во-первых, конец года, когда у нового состава правительства нет возможности стартовать эффектно. Во-вторых, бюджетный процесс, который кардинальные перестановки и перетряски могут осложнить, а самого главу государства еще и ослабить. В-третьих, уж не вызвана ли эта поспешность уроками предпринимательского Майдана?

Скорее всего, главная причина – перехват инициативы на политическом поле. История с Налоговым кодексом наглядно показала как сильные, так и слабые стороны Кабмина. Ошибки правительства исправлял Президент. И если разовая акция помощи – логический шаг, то постоянная подстраховка кабминовской махины вряд ли входила в планы Виктора Януковича. Учитывая экономическую ситуацию, ему необходимо эффективное правительство. В противном случае, огрехи законотворчества и шквальная критика оппозиции ему обеспечены.

Глава государства фактически играет на опережение и запускает долго подготавливаемую реформу, тем самым сводя к нулю какие-либо спекуляции вокруг Кабмина. К тому же, Виктор Янукович, как и в истории с вето на НК, показывает себя сильным политиком, готовым отвечать за огрехи своей команды. Фактически, причин для обличений нет.

Работа над ошибками

Отзвуки мятежного Майдана, однако, просматриваются. Позитивный симптом: власть слышит народ. И заодно заручается поддержкой широких масс, приобщенных к руководящему процессу.

Сфера действий для Сергея Тигипко ограничена соцполитикой. Учитывая непопулярность грядущих реформ, вице-премьер оставлен в не слишком комфортном положении, а о своем рейтинге как публичного политика он смело может забыть. На время. Пока, по его же словам, реформы не начнут работать и «давать результат». В случае, если этот результат будет отрицательным и рейтинг вице-премьера упадет до минимума, винить Сергею Леонидовичу, кроме себя, будет некого. Могло быть хуже: Михаил Бродский, раздражавший предпринимателей, лишился своего поста в связи с ликвидацией Госкомпредпринимательства. Таким образом, митингующие получили много больше, чем хотели, правда, лишь в части экономических требований. Попутно и сугубо эконом-протестанты отделены от политических, маскирующихся под экономических, - причин для нового бунта нет.  

На сегодня для Президента крайне важно увидеть, каков обновленный Кабмин в деле, причем срочно: помимо экономических соображений, опасно терять такой кредит доверия. 

Убедиться, что не ошибся, да еще в кратчайшие сроки, как раз и поможет бюджетный процесс. Виктор Янукович наверняка пересматривал структуру и кадры в тесном содружестве с Николаем Азаровым и не без прицела на основной финансовый документ Украины. Особенности принятия главной сметы страны на 2011 год и станут тестом новой кабминовской команды на слаженность и результативность.

Парламент может заблокироваться

Админреформа станет топ-темой для обсуждения в парламенте. Во многом потому, что часть должностных лиц в правительстве, прошедших по квоте коалиции, лишились своих постов. Несмотря на то, что не все они утратили портфели, возмущенных будет больше, чем довольных. Судя по высказываниям регионалов, их это мало заботит. Стабильная коалиция насчитывает около 240-250 твердых «штыков», этого вполне достаточно для работы. Во всяком случае, тестовое в этом смысле назначение Василия Цушко главой Антимонопольного комитета не подвергается ни малейшему сомнению, хотя Верховная Рада должна дать согласие по этому кадру. Во фракции Партии регионов уверены, что никакой осечки быть не может.

Но таковая все же не исключена. Давно недовольны своим членством в коалиции коммунисты. Тем более, после того, как от них буквально на днях «уплыл» Госпотребстандарт.  Во фракции имеется толика активистов, готовых к фактическому переходу в оппозицию. Время для этого удобное: бюджетный процесс, правительственные перестановки плюс слабо мотивированная позиция лидеров БЮТ и НУ-НС. КПУ вряд ли способна сагитировать достаточно сочувствующих для того, чтобы сорвать голосование, но устроить шоу вокруг экс-министра экономики, сразу двое подчиненных которого замешаны в коррупционном скандале,  не откажутся.

У правого фланга в парламенте также есть повод поблокировать ВР. Президент своим указом ликвидировал Национальный институт памяти. Развернув еще «осенние» транспаранты насчет наступления на украинский язык, правая оппозиция добавит новые лозунги – о защите истории. Причем у БЮТ и НУ-НС велик соблазн сорваться на римейк экшна с дымовыми шашками: острота бюджетного процесса придает требуемый драйв.

Масштабная реформа власти и неоднозначный бюджетный процесс, пенсионная реформа и другие инициативы, - все это сулит кипучую политнеделю. Судя по всему, на Банковой предполагают такое развитие событий и успели к нему подготовиться.

Сколько сильных ходов в запасе Президента? Посмотрим.  

Лилия Фоменко

 

ТЭГИ: