Власть выходит на борьбу с «тенью»
Украинцев хотят убедить не уклоняться от налогов
Налоговый кодекс не заканчивает, а начинает фискальную реформу. Так отзывались о документе после его повторного принятия, с поправками Президента, представители коалиции. Но о том, каким именно переделкам подвергнется налогообложение, говорили в общих чертах. И все же составить примерный эксиз того, что нас ждет, вполне реально.
Размытость представлений законодателей о будущих фискальных законах и, возможно, новых поправках в многострадальный Налоговый кодекс понятна: слишком сложным оказался ноябрьско-декабрьский марафон. Но в том, что его придется переделывать, уверены как оппозиция, так и провластные силы в парламенте.
Народный депутат от фракции БЮТ-Б Наталья Королевская считает, что «необходимо определить приоритеты и заняться тотальной переработкой».
Президент сам дал отмашку для старта, оговорив, что налогообложение «упрощенцев» урегулируют в отдельном законе. Однако этим документом налоговая реформа, cудя по всему, не ограничится. Потому что цели - масштабные.
«Чтобы все платили налоги» - объяснял в кулуарах Верховной Рады председатель фракции Партии регионов Александр Ефремов. Первый его заместитель Михаил Чечетов, добавляет: «К примеру, 12 лет назад вы купили курточку, она красивая, но уже ее надо менять, потому что она неадекватна сегодняшним реалиям».
Если исходить из того, что глава государства в своих замечаниях к Налоговому кодексу фактически указал, чего не должно быть в фискальной системе, то сразу можно исключить расширение полномочий ГНАУ и других контролирующих органов. Смысла в этом действительно мало, потому что схемы ухода от налогов все равно будут изобретены, а усиление надзора только подтолкнет бизнес к переходу в экономическую «тень».
Именно против «тени» и будет сориентировано большинство предполагаемых поправок. Некоторые представители бунтовавшего на Майдане бизнеса также говорили о необходимости как-то сократить ее объемы, потому что, в принципе, у «теневиков» более жесткие законы, да и тесное соседство (а иногда и сотрудничество) с преступными кругами вряд ли привлекательны.
Как сбалансировать два, казалось бы, взаимоисключающих устремления нового этапа налоговой реформы: не «осушить» бюджет и сделать правила игры для предпринимательства более четкими и прозрачными?
Похоже, выход – в том, чтобы создать систему стимулов для прилежных плательщиков налогов. На это намекал Михаил Чечетов, когда говорил о «теневом зонтике единоналожников», где скрываются субъекты отнюдь не малого бизнеса: «Нужно будет эти структуры из-под «зонтика» вывести». Реальный малый бизнес, по его словам, может получить дополнительные льготы.
Какие именно – вопрос пока открыт. Возможно, ответ на него даст та комиссия, которая потрудится над законом о «единоналожниках». Скорее всего, могут ввести снижение ставки налога в зависимости от прилежности плательщика.
Представители коалиции наметили еще одно направление реформы, - стимулы для развития своего дела. При действующей системе налогообложения выгодно не показывать, а скрывать объемы доходов. Особым шиком считается получить миллион, а уплатить сборы с тысячи. С другой стороны, такие порядки ограничивают «потолок роста» для малого бизнеса, в лучшем случае, средним уровнем, потому что де-факто крупные структуры, оставаясь формально на нижнем уровне, контролируют реальную «мелочь» и вряд ли станут способствовать тому, чтобы таковая разрослась и составила им конкуренцию.
Государству это невыгодно: оно теряет деньги в виде налогов, еще раз деньги в виде инвестиций, а получает замедление роста экономики по сравнению со средними показателями в регионе.
Как изменить ситуацию в лучшую сторону, покажет время. Как сказал Александр Ефремов, «посмотрим, как будет работать этот Налоговый кодекс».
Отметим также, что власть признает справедливыми требования о запрете оффшоров, через которые крупный бизнес выводит огромные средства без уплаты налогов. Но прикрыть эту «серую» дыру по-прежнему не удается. Как заявил в пятницу вице-премьер Сергей Тигипко, в частности, Кипр блокирует попытки Украины пересмотреть соглашение об избежании двойного налогообложения с 1997 г. «Если в ближайшее время кипрская сторона не пойдет на уступки, мы в одностороннем порядке пойдем на такие шаги, которые не приведут к принятию взаимоприемлемого соглашения», - заверил он. Впрочем, стоит признать, что ранее все попытки через Верховную Раду упразднить «оффшорные соглашения» неизменно проваливались.
Лилия Фоменко