Депутаты усовершенствуют Налоговый кодекс
Ясного представления о том, как это сделать, пока нет
Не успели остыть страсти вокруг поправок Президента, как коалиция и оппозиция задумались о дальнейшем усовершенствовании Налогового кодекса. Но это единственная позиция, по которой они сходятся во мнении. Ясного представления о том, что в документе плохо и как его поменять на хорошее, пока нет. Отсутствует и единое мнение насчет того, когда должен стартовать процесс усовершенствований.
По словам лидера фракции Партии регионов в Верховной Раде Александра Ефремова, надо посмотреть, как будет работать кодекс: «Мы удовлетворены теми изменениями, которые были внесены в Налоговый кодекс Президентом. Что касается фискальной составляющей, точка зрения Президента состоит в том, что не должны усиливать налоговое давление до такой степени, что бизнес останется бесправным. Были переписаны целые направления в Налоговом кодексе, которые сегодня позволят внедрить более цивилизованные стандарты взаимоотношений между налоговой администрацией и малым и средним бизнесом. Это, я думаю, надо поддерживать, потому что Президент настаивал изначально сбалансировать в этом кодексе, с одной стороны, развитие бизнеса и предоставление ему преимуществ, с другой, чтобы все платили налоги. Вторая составляющая - неудовлетворенность «единоналожника» теми нормами, которые были в первом варианте. Проведена согласованная работа Президентом, парламентом и правительством и предпринимателями, большинство моментов учтены по их предложениям. Посмотрим, как этот кодекс будет работать, для того, чтобы сказать, достигнуто это или нет».
Нет, не будет достигнуто, реагирует оппозиция, потому что не все требования удовлетворены. Народный депутат от фракции БЮТ-Б Наталья Королевская также признает, что нужно многое доработать, но ее характеристика Налогового кодекса намного жестче: «Мы ни в коем случае не остановимся на том, чтобы тот технически недоработанный кодекс остался и работал в стране в 2011 году. Потому что это падение вниз и абсолютно непрофессиональная работа чиновников. Мы подали и будем настаивать на принятии законопроекта об упрощенной системе налогообложения для ликвидации кипрских оффшоров, куда уходят миллиарды, пересмотре того пенсионного взноса, который сегодня платят даже те предприниматели, которые находятся на пенсии. Дальше мы четко пропишем изменения в Налоговый кодекс и обсудим, к каким мерам прибегать, чтобы они принимались».
Куда больше о мерах рассказал Александр Данилюк, один из лидеров мятежного Майдана: «Это не победа. Победа лишь в том, что власть пошла на уступки. Но эти уступки ничтожные. Было три основных требования: сборы в Пенсионный фонд, единый социальный платеж и «упрощенка». Их в процессе разработки поправок «потеряли». Кодекс просто не будут выполнять, так, как они (предприниматели – Авт.) не платят в Пенсионный фонд, так они не станут платить и большинство налогов. Это однозначная позиция большинства людей на Майдане».
Отчасти причину недовольства новым вариантом Налогового кодекса приоткрыл вице-спикер Николай Томенко: «В том и смысл оппозиционной деятельности, что время от времени команда Президента переписывает наши предложения. Но можно было бы хоть в преамбуле указать, что ветируются нормы Налогового кодекса, который был проголосован Верховной Радой и который нарушает Конституцию, а Президент при разработке поправок опирался на наследие оппозиции, которая вместе с малым и средним бизнесом подала нам предложения».
Однако, по мнению народного депутата от фракции Партии регионов Александра Стояна, те голоса, которые раздаются, это голоса политические: «Работала группа, согласовали и учли самые главные поправки (по упрощенной системе налогообложения). То есть, что хотел малый и средний бизнес: не платить в ПФ, в социальный фонд, - то он и получил. Отменили такую драконовскую меру как внезапные проверки «налоговиков». Поэтому все учтено и оснований для дальнейших претензий нет. Но часть митинговальщиков пришли изначально с политическими требованиями, которые были подброшены людям, отстаивавшим конкретные экономические задачи. Например, как это возможно, - отменить Налоговый кодекс? Если мы хотим цивилизованно жить, развиваться, должен быть Налоговый кодекс. Но он должен быть таким, чтобы способствовал наполнению бюджета, с одной стороны, а с другой, - способствовал тому, чтобы все платили налоги и мы могли поднять пенсии и зарплаты, но в то же время не содержал драконовских мероприятий, которые бы положили на землю малый и средний бизнес. Да, требования учтены под давлением Майдана, но аппетиты растут во время еды у некоторых бизнесменов от политики, которые сейчас ради своих политических целей пробуют провоцировать остатки митингующих с Майдана, на продолжение акций протеста».
Тем более, по мнению первого заместителя председателя фракции Партии регионов Михаила Чечетова, у политических протестов может быть и вполне экономическая причина: «На сегодняшний день под «зонтиком» малого бизнеса за упрощенной системой спрятались крупные структуры с оборотом в сотни миллионов, и их нужно из-под этого «зонтика» вывести. А настоящий малый и средний бизнес, может быть, получит еще большие льготы и преференции».
Лилия Фоменко