13:40 / 04.02.2009 Политика

Не так страшен кризис, как его малюют

Экономисты Стэнфордского университета уверены, что мировой финансовый кризис закончится гораздо быстрее, чем предполагают политики и менеджеры компаний

Три экономиста Стэнфордского университета (США) выдвинули теорию, согласно которой подъем экономической конъюнктуры может начаться гораздо быстрее, чем это можно себе сегодня представить, собщила газета РБК daily

Их оптимизм основывается на историческом анализе и разработанной теоретической модели изменения и подсчета такой трудноопределимой материи, как неуверенность в экономике. 

Ник Блюм, Макс Флетотто и Нир Ямович в своем докладе «Действительно неопределенные бизнес-циклы» утверждают, что сейчас неуверенность в экономике достигла самого высокого уровня за последние 30 лет. По мнению экономистов, таким же неясным как и сегодня, будущее представлялось во время второго нефтяного кризиса в конце 70-х годов. 

«Перед нами - стена тумана!» - это утверждение повсеместно звучит из уст менеджеров, обращающих свое красноречие в адрес акционеров и сотрудников компаний. Сейчас практически все фирмы - от Deutsche Bank до eBay - проявляют осторожность и вообще перестали озвучивать свои прогнозы на будущее. 

Суть доклада в том, что кредитный дефицит не является единственной причиной спада конъюнктуры. Вторым, косвенным фактором, который вызвал спад, стала неуверенность. Она представляет собой самостоятельную экономическую силу, которая давит на конъюнктуру независимо от проблем банковского сектора. Ведь именно из-за высокого уровня царящей неопределенности многие компании впали в состояние шокового оцепенения. И хотя кредитный кризис их напрямую абсолютно не затронул, они только лишь из-за страха перед будущим воздерживаются от инвестиций и увеличения численности персонала. 

Исторический анализ и соответствующие модельные расчеты ученых свидетельствуют: сильная неуверенность становится для конъюнктуры тормозом лишь на короткий период времени. Проходит несколько месяцев, и туман начинает рассеиваться. Многим фирмам приходится снова приниматься за инвестиции и набор персонала, так как пока они, затаив дыхание, держали паузу, возник вызванный отставанием производства отложенный спрос. 

Для измерения масштабов неуверенности в экономике США Ник Блюм, Макс Флетотто и Нир Ямович разработали свой «индекс неуверенности», который учитывает, в частности, курсовые взлеты и падения акций, «ножницы» в прогнозах экономического роста и занятости, а также расхождения в динамике развития объемов выручки и прибыли концернов. Наступлению экономической рецессии соответствуют значения индекса, превышающие 40%. И чем выше уровень неуверенности, тем резче идет спад: даже если принимать во внимание такие важные для реальной экономики показатели, как размеры учетной ставки, а также уровни инфляции и безработицы, то взаимозависимость между неуверенностью и рецессией все равно сохраняется. 

Проведенные ими в ходе имитационного моделирования расчеты показали: один лишь только типичный для средней рецессии рост неуверенности на 40% ведет в течение двух кварталов к снижению экономики примерно на 1,8%. Однако затем это отставание достаточно быстро восстанавливается - чаще всего это происходит в течение одного-двух кварталов. 

Впрочем, напрямую рассчитать, насколько велика доля неуверенности в нынешнем кризисе, с помощью этой работы ученых Стэнфордского университета нельзя. Исследователи полны оптимизма, что «густой туман» скоро рассеется и лишь только благодаря одному этому ситуация улучшится. 

Как уже сообщал «Багнет» мировая элита не на шутку обеспокоена последствиями глобального кризиса. К примеру, 39-й Всемирный экономический форум, состоявшийся в швейцарском Давосе в последнюю неделю января, был посвящен формированию мира после кризиса 

Кроме того, СМИ продолжают поиск «виновников», действия которых спровоцировали возникновение экономического «апокалипсиса». Так, британское издание «Guardian» опубликовало список 25 людей, которые, по мнению газеты, втянули планету в глобальный финансовый кризис.