Виктор Пшонка покончит с прошлым Александра Медведько
Депутаты ждут, что новый Генеральный прокурор разберется с резонансными делами, накопившимися за последние годы
И возлагают большие надежды на жесткий стиль работы Виктора Пшонки. Расчищать завалы новый руководитель ведомства начал с себя: приблизил одного заместителя и принял отставку другого. В кулуарах нового Генерального прокурора называли человеком, способным дать ответ вызовам времени, но далеко не «временщиком». Оправдается ли ставка на Виктора Пшонку?
Жесткое сиденье
Генпрокуратура в последние годы была скорее пассивной, чем активной. «Моя хата с краю, ничего не знаю», - так в беседе с автором этих строк охарактеризовал позицию ГПУ один из депутатов фракции Партии регионов. И смена Генерального прокурора - это не недовольство, подчеркнул он, а необходимость.
«Я бы не сказал, что работа Александра Медведько была пассивной, - уточняет правозащитник Эдуард Багиров. – Скорее, он был генпрокурор и дипломат в одном лице. Искал компромиссы, в рамках закона, конечно».
Первый заместитель лидера фракции Партии регионов Михаил Чечетов объясняет, что все ценят Александра Медведько, но политические реалии требуют других подходов: «И в этой ситуации, сохраняя преемственность в работе, президент принял соответствующее решение. Лейтмотивом политики Александра Медведько было отсутствие политической заангажированности, служение государству и народу, и оно будет продолжено Виктором Пшонкой».
Все раскрыть
От нового Генпрокурора ждут, в первую очередь, конкретных результатов. «Общество поддерживает президента и на президентских, и на местных выборах, и президент, Генпрокуратура должны показать обществу «обратную связь». Я уверен, что многие резонансные дела будут расследованы и доведены до конца, и общество увидит конечный результат». – считает заместитель лидера фракции Партии регионов Владимир Макеенко.
Но спрогнозировать, когда и как это произойдет - сложно, замечает лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов: «У нас есть ряд резонансных дел, которые рассматривались за все предыдущие годы. Я думаю, свой отпечаток накладывает то, что проходит много времени. В зависимости от этого следственные органы не могут без соответствующей доказательной базы предъявлять обвинения кому-то из людей. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос, будет ли расследование, это дело следователя. В каком состоянии находятся данные документы, достаточна ли доказательная база, чтобы по тем или иным направлениям привлекать кого-то к ответственности. Мы можем что-то гадать, но если нет соответствующего доказательства, то на человека работает презумпция невиновности. И пока не доказано поданному человеку что-то, вряд ли ему можно предъявить какое-то обвинение. В этом плане, я думаю, профессионально работают следственные органы и прокуратуры, и милиции, потому и возникают такие вопросы».
У Виктора Пшонки есть риск утратить независимость, потому что, по мнению народного депутата фракции БЮТ Сергея Мищенко, при парламентской поддержке в 292 голоса сложно ее сохранить. Вот если бы проголосовали 300 народных депутатов, тогда прокурор уже может сказать власти «нет!». А сегодня Генеральному прокурору нужно балансировать и проходить между каплями дождя. И расследовать громкие дела ему будет сложно.
Михаил Чечетов, наоборот, уверен, что Виктора Пшонку поддерживает в Верховной Раде именно конституционное большинство, а дополнительными гарантиями незаангажированности являются президент и исключительная порядочность самого Генерального прокурора. Значит, и громкие дела будут раскрыты. Просто сама та власть, по мнению Михаила Чечетова, не хотела бороться с коррупцией, не хотела заниматься наведением порядка: «Если бы Виктор Ющенко хотел докопаться до того, кто его отравил, неужели не вышло бы?...А сейчас есть желание навести порядок в стране, оторвать голову коррупции, я думаю, прояснить по резонансным делам. Если в обществе витает вопрос, кто отравил Виктора Ющенко, значит, ответ надо дать. И если под сомнение ставится, что в деле Гонгадзе Кравченко сам себя убил, ответ давать надо». Думаю, сама жизнь подталкивает Генпрокурора к активным действиям».
В будущем такая правоохранительная структура как Генеральная прокуратура должна взять на себя ответственность за резонансные дела, убежден народный депутат от фракции БЮТ Сергей Мищенко, а также за коррупционные уголовные дела и за дела против должностных лиц высшего ранга, чтобы они и действительно надзирали и могли расследовать такие дела. То есть, ГПУ может превратиться в украинский аналог американского Федерального бюро расследований.
«Виктор Пшонка покажет эффективность работы, потому что до него начиналось не одно громкое дело, и его не доводили до правового завершении, соответственно, новый Генеральный прокурор будет прилагать максимум усилий в раскрытии резонансных уголовных дел. Таким образом, если ему это удастся, он войдет в историю», - подытоживает правозащитник Эдуард Багиров.
Начнут, видимо, с гибели Вячеслава Черновола. Как сообщил в ходе обсуждения кандидатуры Виктора Пшонки народный депутат Ярослав Кендзьор, Тарас Черновол дал согласие на эксгумацию тела своего отца. Эти сведения подтвердили и новый Генпрокурор, и сам Тарас Черновол, добавивший, что такие сведения вряд ли стоило разглашать, потому что там есть секретные детали, оглашение которых может повредить следствию.
Так что медлить Генеральный прокурор точно не станет.
Лилия Фоменко