Василий Грицак: «У нас уже сотрудники СНБО в нарушение действующего законодательства ведут следственные действия и проводят экспертизы»
Народный депутат Василий Грицак дал эксклюзивное интервью «Багнету»
- Прокомментируйте, пожалуйста, результаты рассмотрения СНБО Украины вопроса относительно документов строгой отчетности. Почему такое большое внимание данной теме уделяет именно Совет нацбезопасности и обороны?
- Поражает, юридическая безграмотность Богатыревой, Гавриша и Соболева – тех сотрудников СНБО, с подачи которых и разбушевалась эта «буря в стакане воды». Прозвучали обвинения в адрес, якобы «частного консорциума «ЕДАПС». Даже студентам первого курса юридического факультета известно, что «консорциум», с точки зрения корректных юридических формулировок, не может характеризоваться типом формы собственности. Консорциум это объединение различных предприятий (юридических лиц) для выполнения тех или иных функций. Он не может быть ни государственным, ни частным. Более того, в каждой из компаний консорциума «ЕДАПС» то или иное государственное ведомство выступает соучредителем того или иного предприятия.
- Консорциум упрекали в выходе из под контроля государства. Это возможно в сфере документооборота?
- Деятельность каждого предприятия определяется нормами закона: в данном случае мы говорим о лицензировании изготовления и оборота определенных бланков государственных документов. Насколько мне известно, Консорциум имеет все необходимые лицензии, а соблюдение достаточно жестких лицензионных условий регулярно проверяет СБУ, МВД, Минфин, ряд других ведомств. С их стороны по моим данным нет никаких претензий. Помимо этого, наряду с общими для всех принципами лицензирования, производство определенных видов бланков, или их составных частей, регламентируется еще и ведомственными стандартами, распоряжениями и т.д. И в этом плане, к Консорциуму, как мне известно, нет никаких вопросов.
- Документы каких государственных министерств и ведомств производит Консорциум?
- Самое смешное, что Консорциум «ЕДАПС» не изготавливает документы строгой отчетности. Консорциум «ЕДАПС» изготавливает только определенные элементы защиты для документов строгой отчетности. К примеру, составляющие для загранпаспорта гражданина Украины поставляет приблизительно 25 предприятий. В конечном итоге, как таковой документ строгой отчетности (в данном случае – загранпаспорт) выдается МВД. А бланк этого документа строгой отчетности, в том виде, в котором он попадает на заполнение в МВД, изготавливается на полиграфкомбинате «Украина» министерства финансов Украины.
- Какова же роль Консорциума в выпуске загранпаспорта?
- Консорциум делает для загранпаспорта бланк поликарбонатной страницы данных, которая вшивается в паспортную книжицу на ГП «ПК «Украина». А заполняется эта страница, как я уже сказал, на предприятии МВД Украины. Но если даже Богатырева имела в виду именно эту поликарбонатную страницу, производство которой якобы не контролируется государством, то и тут она сказала неправду Президенту. Бланк этой страницы делается на предприятии «Знак», в котором 50%, я подчеркиваю 50%, принадлежит государству: 25% принадлежит министерству финансов, еще 25% принадлежит МВД. А вообще-то, только беря во внимание последнюю технологическую операцию по выпуску документа, уместно говорить о том, кто (государство, или отдельное предприятие) контролирует производство документов. Тут действует правило «последней руки». Когда бланк становится документом? Когда его заполняют! А где заполняют загранпаспорт? Только на полностью государственном персонализационном центре МВД. Поэтому в первом своем посыле и Богатырева, и Гавриш, и Соболев преступно обманули Президента Украины и всех членов Совета национальной безопасности и обороны.
- Как вы думаете, почему бланками документов занялся СНБО?
- В самом деле – зачем? Были ли найдены массовые подделки паспортов? Были ли найдены массовые подделки документов строгой отчетности? Были ли найдены массовые подделки марок акцизного сбора, производимые на этих предприятиях? Нет! Не найдете ни одного поддельного загранпаспорта нового образца. Есть только слухи, которые распространяет Богатырева. И делает она это, очевидно, с целью личной наживы, лоббируя интересы двух, так называемых «государственных» предпринимателей – Коваленко и Янгаличева, устроившихся под вывеской «Укрэлекона». Они же только говорят, что они государственное предприятие, но никто не может понять, где оно находится и на какие деньги существует! В учредителях этой структуры Минфин, ГНАУ, Минэкономики. Сколько они потратили на содержание «Укрэлекона»? Нисколько! А сколько «Укрэлекон» перечислил денег в фонды министерств-учредителей? Еще меньше, чем нисколько! И вот два этих деятеля из «Укрэлекона», как говорят, ходят из кабинета в кабинет и предлагают всем заинтересованным высоким должностным лицам: «Обеспечьте нам госзаказ, мы вас за это озолотим!».
- А вы знали о том, что происходит?
- Да. Из различных источников мне стало известно, что готовится операция «Вася», по сценарию которой предусматривается дискредитация меня, как политика и уничтожение Консорциума «ЕДАПС», уничтожение председателя консультативного совета консорциума Юрия Сидоренко. При этом вокруг «Укрэлекона» всегда «крутились» одни и те же люди: Богатырева, Гавриш, Соболев, Брезвин. Но об этом почему-то ни Ющенко, ни совет безопасности не говорили на заседании. А зачем? Если окажется, что видна личная заинтересованность Богатыревой.
- Неужели все это готовилось кулуарно, ведь поднимая вопрос документооборота, надо было иметь какие-то экспертные заключения от тех же министерств, по линии которых осуществляется документооборот?
- А вы взгляните на спешку, с которой готовилась эта чиновничья атака, иначе я не могу назвать то, что произошло на заседании СНБО. Та же газета «КоммерсантЪ» написала, что этот вопрос в повестке дня значился, как секретный. Гавриш это подтвердил и сказал, отвечая на вопросы журналистов, что началось публичное обсуждение только потому, что он, видите ли, демократ. Они специально засекречивали этот вопрос, потому что все делали нелегально. Гавриш и Соболев, как мне сообщили, собирали, используя свое служебное положение, всю информацию из различных ведомств под грифом «секретно» - касательно технологий производства, технологий защиты документов. А потом, очевидно, все эти документы передавали на рассмотрение двум коммерсантам: Коваленко и Янгаличеву. Вот эти двое, по моим данным, и писали эти пасквили, которые поочередно подписывали то Соболев, то Гавриш, передавая информацию о ходе дела Богатыревой и рассылая по всей стране. Я заявляю об этом открыто, так как имел разговор по телефону со Степаном Гавришем. На мой прямой вопрос Гавриш ответил, что он к этому не имеет никакого отношения, мол, это все организовывает Соболев. Я вам больше скажу: накануне заседания Соболев позвонил одному из моих коллег, народному депутату Украины от Партии регионов, а также генералу Юрию Голубу и предложил встретиться. На встрече Соболев сказал, что готовится операция под названием «Вася». Якобы, Богатырева дала команду начать эту операцию, но денег-то она ему не дала. И вот Соболев готов «сдавать» всю информацию, если ему Грицак или консорциум заплатят деньги. Когда мне народный депутат и Юрий Голуб передали разговор, я не дал никакого ответа, а позвонил самому Соболеву и сказал, что он лоббирует контрабандистов. Соболев меня даже не дослушал. Он испугался и бросил трубку. На следующий день вопрос был вынесен на Совет национальной безопасности.
- Комментируя эту тему, публично высказывался, в основном, Гавриш, а не Соболев…
- Разумеется! И все высказывания Гавриша, в первую очередь, свидетельствуют о заказном, заранее подготовленном сценарии. Буквально через несколько часов после заседания Совета национальной безопасности, когда еще решения не были оформлены документально, Гавриш уже на всю страну называл новых подрядчиков в производстве государственных документов и заявлял, что оборудование приобретено и поставлено. Но на заседании речь шла только о создании межведомственной комиссии, об изучении этого вопроса. А Гавриш рапортует, что уже, оказывается, все готово и в феврале-марте заработает новое производство. Он раскрыл себя, называя фирму «Укрэлекон», которую представляют Янгаличев и Коваленко. Значит, вопрос был предрешен до начала заседания Совета. Просто Ющенко использовали как куклу, которая озвучила контрабандные планы. Столь масштабное производство, связанное с точными науками, с крайне дорогостоящей, а главное – сложной техникой, с «кандачка» не запускается. Для этого нужно специалистов готовить годами! К чему клонит Гавриш? Целую отрасль «подменит» предприятие, в котором работает два человека, которое создавалось совершенно для других целей, и которое контрабандно завезло оборудование из России. В этом «находка» для национальной безопасности? Кто видел этот «Укрэлекон»? Я хочу, чтобы все желающие журналисты вместе со мной посетили это предприятие. Мы посмотрим куда тянут страну Богатырева, Гавриш и Соболев.
- А какова роль Богатыревой?
- Самая что ни на есть прямая. Я хочу получить один ответ на вопрос, который скоро будет направлен Богатыревой официально: кто заплатил американской фирме Pennsylvania Avenue Strategies Group $100 тыс. за организацию ее визита в США? Об этом факте, со ссылкой на Минюст США, сообщили уже десятки украинских СМИ. У нас есть глубокое подозрение, что это был первый аванс за мою дискредитацию и разрушение бизнеса консорциума «ЕДАПС».
- В чем заключается роль Консорциума?
- Что такое Консорциум? Это лидер IT-отрасли, который в открытых торгах (подчеркиваю – в открытых торгах!) выигрывает все тендеры на создание Госреестра избирателей. А что такое автоматизированный Госреестр? С технической точки зрения, это система, использующая в качестве исходных данных документы граждан. А с общественной точки зрения Госреестр – гарантия проведения честных и прозрачных выборов, гарантия абсолютно прозрачного движения документов строгой отчетности (в том числе и избирательных бюллетеней) внутри страны. С помощью технологий «ЕДАПСа» применяются настолько высокие формы и методы защиты, которые невозможно подделать в сараях, или в подсобках продуктовых магазинов, как это делает «Укрэлекон». И вот тут мы подходим к политической составляющей. Как можно делать реестр избирателей, не принимая закон о создании национального демографического реестра государства…
- То есть, имеется и политическая подоплека?
- Есть. Кто заблокировал принятие закона по общенациональному демографическому реестру? Лукаш. Дальше с их стороны идет второй ход. За что выступает Лукаш? За принятие закона, который позволит полностью фальсифицировать всю избирательную кампанию. Ознакомьтесь с основными положениями закона, который пыталась «протащить» Лукаш, и посмотрите, кто голосовал против этого. В партии регионов это Грицак, Табачник и Черновил. Мгновенно пошла реакция против Грицака.
- Но Лукаш открыто не выступала против вас?
- Это была планомерная операция по сценарию, озвученному в свое время директором некоей фирмы «БКП-Консалтинг», в учредителях которой муж Богатыревой. Там было четко сказано: уничтожение Грицака, как депутата. Убрать Грицака из списков партии регионов. Но произошло еще одно, самое страшное. Одновременно на трех членов совета директоров консорциума «ЕДАПС» было совершено вооруженное нападение, якобы с целью ограбления.
- Вы хотите сказать, что форсировать с помощью СНБО?
- Да. Почему ни СБУ, ни МВД – никто не знал, что на заседании СНБО будут подниматься вопросы о документообороте страны? Это что за новый орган власти появился в виде сотрудников совета национальной безопасности, которые проводят следственные мероприятия и экспертизы? Откуда у Соболева в руках очутились фальшивые марки акцизного сбора? Я как генерал МВД, мог бы понять, если б эти марки появились в налоговой милиции, в УБОПе, МВД, СБУ, в отделе по борьбе с контрабандой, в следственном управлении прокуратуры… А Соболев, каким, простите, боком к этим структурам? Да и эти, режимные подразделения, вряд ли предоставили бы фальшивые акцизные марки по запросу того же Соболева. Получается, Соболев либо сам их изготовил, либо ему их «преподнесли» контрабандисты, которые и стоят за ним и Богатыревой.
Беседовал Александр Драников