09:25 / 13.08.2010 Политика

Новицкий: «Курс валюты может резко скакать ближайшие полгода»

Заместитель главы ВСУЭ, член-корреспондент НАНУ, доктор экономических наук, профессор, зам.директора ИМЭМО НАНУ Валерий НОВИЦКИЙ рассказал «Багнету» о своих опасениях

Заместитель главы Всеукраинского союза ученых-экономистов, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений НАНУ Валерий НОВИЦКИЙ рассказал «Багнету» об экономических достижениях «оранжевой» власти и о своих опасениях.

- Правительство Украины одолжило у российского банка ВТБ $ 2 млрд, у МВФ берет $ 15 млрд под более жесткие условия. В чем выгода?

- Некоторые коллеги-экономисты дают очень заполитизированное и заангажированное мнение на этот вопрос. Потому что международные рейтинговые агентства, которые присутствуют в мире и работают в Украине, сильно связаны с интересами мировых финансовых структур и в большинстве своем оттуда деньги и получают. «Теперь надо брать только у МВФ и нет никаких серьезных альтернатив», - это мнение, которое отражает нынешний расклад сил в мировой политике. Бывают выгодные межбанковские соглашения, можно кредитоваться у частных банков, есть и деньги украинского населения, которые государственные институты не могут мобилизовать. И нужно также помнить, что за последние годы настолько были испорчены отношения с Россией, что нынешние достижения правительства уже являются большими.

Но одалживать деньги, в том числе у МВФ – это ухудшать ситуацию в долгосрочной перспективе. Говоря о краткосрочной перспективе: как только Украина одалживает деньги у МВФ, сразу же начинает прыгать курс валют.

- То есть, вы прогнозируете, что в Украине с осени будет резко меняться курс валюты?

- Да, ближайшие полгода курс может скакать. Хотя формально у банков Украины появится возможность держать стабильную гривну, но давайте вспомним историю с кредитами Украины в 1998 и 2008 годах: как только деньги от МВФ поступают, курс валют тут же скачет. Забывают базовую истину - курс валюты зависит от потребностей реального сектора экономики. Он не может быть приоритетной задачей при кредитовании.

Общее обслуживание всех долгов Украины, в том числе и от МВФ, составит к 2013 году 21,3% от ВВП. Это означает полную катастрофу, наша страна в итоге не сможет проводить никакую собственную политику, а будет только послушно отдавать деньги и слушаться, куда их вкладывать ни в коем случае нельзя. Такая ситуация совпала с тем, что никуда не денешься от повышения пенсионного возраста, как бы это не было неприятно. Но когда речь у МВФ идет о навязывании макроэкономических балансов и определенного подхода к их разрешению, это неправильная позиция. Дефицит бюджета, курсовые показатели – это всего лишь средства того, как работает сектор реальной экономики. Надо сначала подумать, куда и как в реальный сектор вложить деньги, а уже потом думать, к какой инфляции это может привести и тогда уже принимать меры для погашения негативных аспектов.

- Если бы мы не взяли кредит от МВФ, какие проблемы у украинских банков возникли б с рейтингами «Fitch», «Standard&Poor’s», «Moody’s»?

- Международные рейтинговые агентства – это очень политизированные структуры. Например, когда в Украине пришли к власти «оранжевые», вдруг резко повысились все рейтинговые оценки, но только потому, что это было политически выгодно.

Да, безусловно, их агентства могли бы объявить бойкот Украине. После того, как оранжевые были отстранены от власти, агентства ухудшали показатели Украины. Да, Украина испытывала бы проблемы с нахождением новых кредитов, но сказать о том, что отказ от кредита МВФ понизил бы инвестиционный имидж Украины, просто невозможно. Он и сейчас самый низкий. К тому же, фактически никаких результатов иностранные инвестиции для Украины при оранжевых не дали. Те деньги, которые приходили и приходят в Украину в виде капиталов, разрушают нашу экономику. Они приходят в материалоемкие, чаще всего экологически грязные производства и никак не связаны со стратегическим развитием страны. А нацелены лишь на то, чтобы получить как можно скорее и побольше прибыль. Вот так в Украине работают иностранные инвестиции.

В итоге, когда в Украине говорят об иностранных инвестициях, под ними не подразумевают то, что обычно понимается в международной практике, а говорят лишь о продаже крупного государственного объекта. Был огромнейший металлургический завод («Криворожсталь» - прим. ред.), его продали и это назвали инвестицией. На самом деле это – распродажа государственного имущества! В итоге в Украине можно продать и оперный театр, его купят, - и это тоже назовут иностранной инвестицией.

- Но портфельные инвестиции, которые вы подразумеваете, в украинскую экономику не идут, в отличие от прямых…

- Не идут, потому что у нас плохая конъюнктура, все нестабильно. Это признак того, что вся инвестиционная стратегия Украины – это полный пшик, который не имеет никаких результатов. И это надо срочно менять.

- Почему Китай, найбольший кредитор США, отказался давать деньги на реформирование МВФ?

- Все эти годы Китай проводил очень независимую политику. Они выгоняли миссии МВФ из своей страны. Если бы Украина была независимой страной и правительство сейчас не было бы так зажато, я бы порекомендовал сделать то же самое. Но сейчас такой возможности у Украины просто нет.

Китай же – сильный игрок и когда он вступал в ВТО, то проводил активные переговоры и добился для себя очень хороших условий. В отличие от наших оранжевых переговорщиков. Точно так же китайцы вели себя и с МВФ. Миссия МВФ приезжала в Китай и пыталась что-то диктовать, а с ними просто не разговаривали. И мы видим, что реальные темпы роста экономики Китая превышают все оптимистические прогнозы. У Китая плановая экономика с элементами рынка, у них очень хороший баланс. Но он нереален для Украины.

А вот условия вступления Украины в ВТО катастрофичны для нашей страны. Все 1200 страниц, подписанных Ющенко, не были никому показаны, все до сих пор в тайне и никто на это даже не обращает внимания.

«Оранжевые» переговорщики обрезали для Украины возможность развиваться как высокотехнологической стране. Потому что все, что только возможно, в этой сфере либерализовалось. На либерализации в переговорах всегда и настаивают сильные страны потому, что имеют конкурентные преимущества и могут уничтожить развивающиеся отрасли другой страны. Сильные украинские технологические отрасли еще после горбачевских реформ оказались в трудном финансовом положении.

Такое впечатление, что под пустыми лозунгами «давайте интегрироваться в мировое пространство» высокие чиновники Украины скрывают желание сдать интересы страны. Украинская делегация на переговорах, - только вдумайтесь! – сама объявила, что никак не собирается поддерживать украинское авиастроение. Получили ли личную мзду те, кто такое делал от украинской стороны, или же нет, - теперь это второстепенный вопрос. Но позиция наших переговорщиков удивляла даже самих представителей ВТО: как мы так могли себя вести, настолько сдавая позиции своей страны? Главное, чтобы теперь переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС не велись на тех же основаниях.

- Что вам известно об этих переговорах?

- Переговоры с Евросоюзом о создании зоны свободной торговли для Украины могут закончиться весьма плачевно - он настаивает на снижении квот экспорта из Украины, и они могут стать даже меньшими, чем сейчас имеем. Чиновники ЕС иногда заявляют даже просто возмутительные вещи, которые были бы просто невозможны по отношению к другой суверенной, независимой стране: мол, как это так, что украинские переговорщики настаивают на нулевых квотах? Но, извините, нулевые тарифы – это принципы зоны свободной торговли, которая для этого и создается. ЕС же хочет использовать наши недостатки структурной политики в украинском аграрном секторе. ЕС имеет фактически мануфактурную систему производства аграрной продукции. У них не только качественные, но и количественные показатели – сколько и какой регион может поставлять, и их превышать нельзя. Но это абсолютно абсурдная система.

Европейский союз ищет новые рынки сбыта и пытается ограничить ввоз зерна на свою территорию. Но в современной геополитике побеждают сильнейшие. В документах ВТО зарезервировано право ЕС как сильного игрока на использование системы квотирования. США, как более сильный игрок, могут применять квоты на импорт металлургической продукции. Все это – отношения силового характера. И ЕС пользуется силовыми методами настолько, насколько это политически возможно по отношению к Украине. То, что происходит на украинско-европейских переговорах, это и отображает. Чиновники ЕС пытаются у нас «выхолостить» весь смысл зоны свободной торговли в свою пользу.

Даже когда Венгрия вступала в ЕС, то ее аграрный сектор серьезно урезали системой квотирования. А если Украина вступит в зону свободной торговли на таких невыгодных условиях, то для наших аграриев это обернется полным крахом. Например, ЕС настаивает на том, чтобы включить в договор о зоне свободной торговли положение ВТО о возможности применения санкций в случае ростов ВВП и продукции определенной отрасли. В итоге если украинское с/х, которое сейчас в очень плохом состоянии, вдруг вырастет на 5%, то ЕС сможет вводить дополнительные ограничения на импорт украинской продукции. ЕС к Украине применяет абсолютно дискриминационные подходы.

- Как вы советуете себя вести нашим переговорщикам?

- Во-первых, ни в коем случае не делать того же, что было при переговорах с ВТО, когда украинским переговорщикам объявлялись даты, до которых обязательно надо закончить эти переговоры. Тогда давался сигнал: сдавайте все свои позиции, лишь бы как можно скорее соглашение заключить.

- Как теперь нашей стране минимизировать потери от заключения договора ВТО?

- Применять технические стандарты – стандарты качества, безопасности. Например, Украина имеет по конкретным направлениям аграрного сектора неплохие конкурентные позиции, - надо выбрать, какие наши компании могут полностью удовлетворить потребности украинского рынка и ввести стандарты. ЕС, кстати, очень эффективно этим пользуется в отношении Украины. Но думаю, что европейцы будут нам ставить при ответных действиях препятствия: давить на чиновников, выдвигать к ним личные требования. У них инструментарий личного и общественного давления большой. При этом европейцы поставляют в Украину аграрную продукцию совершенно недопустимого качества.

- У вас есть примеры?

- Это фрукты. В Украину они попадают такие, которые никогда бы не попали на внутренний рынок экспортеров. Этим вопросом тоже пора серьезно заняться.

- Вы предполагаете, что и махинации иностранных зернотрейдеров, о которых на этой неделе рассказал Андрей Клюев, поддерживаются со стороны европейцев?

- Не исключено. Европа не менее коррумпирована, чем Украина, и при этом очень цинична – проводит выгодную себе политику, не обращая внимания на суверенитет других стран. Махинации постоянны и надо навести порядок. Ну и что, что это иностранные компании? Они должны в Украину поставлять качественную продукцию, и нужно теперь постоянно проверять, какого качества продукция пересекает национальную границу.

Беседовала Елена Дудко