МВФ вытащит Украину из пропасти или затолкает еще глубже?
Ведущие отечественные эксперты оценивают перспективы дальнейшего сотрудничества нашей страны с Международным валютным фондом
Сотрудничество Украины с МВФ является одной ключевых составляющих, которая влияет на уровень инвестиции, поступающих в страну. Об этом во время пресс-конференции, посвященной перспективам дальнейшего сотрудничества с Международным валютным фондом, заявил руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, сообщает ИА «НАШ ПРОДУКТ».
Эксперт констатирует, что возобновление переговоров с МВФ стало возможным благодаря определенности в системе власти.
«Я сейчас не комментирую политические и юридические аспекты, но в государстве появилась единая власть. Потому что проблема прошлого правительства состояла в том, что отдельно существовал Кабмин, отдельно существовал президент, парламент, в котором надо было встречаться с так называемой коалицией, и с оппозицией, и отдельно существовал Нацбанк. И для МВФ при такой мультиполярности в экономической политике было тяжело понять с кем общаться. На сегодняшний день эта проблема снята и переговоры начались», - поясняет экономист.
Бураковский отмечает, что начало переговорного процесса было позитивно воспринято, в том числе и международными рейтинговыми агентствами, которые стали повышать национальные рейтинги Украины. Это в свою очередь повлекло за собой пересмотр инвестиционных рейтингов ряда украинских компаний.
«Пересмотр инвестиционных рейтингов – это, во-первых, возможность привлекать средства за границей на более выгодных условиях и, во-вторых, это возможность для украинских компаний продолжать переговоры со своими кредиторами относительно реструктуризации долгов. Это важный эффект, который тяжело пощупать, но для экономики он имеет решающее значение», - говорит Бураковский.
К тому же эксперт констатирует, что «возобновление сотрудничества с МВФ дает нам возможность разблокировать другие каналы соответствующей помощи».
«Скажем, получить, так называемую, макрофинансовую помощь со стороны Европейского Союза, которая может достигать 500-540 млн евро (или даже до 1 миллиарда долларов). Стоит рассчитывать и на усиление некоторых программ с Европейским банком реконструкции и развития и Всемирным банком. Эти средства пойдут на макрофинансовую стабилизацию», - считает экономист.
Руководитель Института экономических исследований и политических консультаций замечает, что для МВФ немаловажен тот факт, что в Украине восстанавливается экономическая активность: «Этот год, мне кажется, будет с плюсом. Можем ожидать 4,8% роста ВВП. Правда, по инфляции есть вопросы, по самому оптимистичному сценарию она составит 10%, но, судя по всему, инфляция на конец года достигнет 13%».
В тоже время Бураковский сомневается, что МВФ согласится продолжить сотрудничество с нашей страной, если в бюджете будет заложен дефицит в 10%.
«Вопрос дефицита – это вопрос готовности сокращать государственные расходы. Если говорить, исходя из экономической, а не политической логики, для Украины был бы приемлемым дефицит бюджета на уровне 4% с постепенным сокращением в течение 2011-2012 года до 2-3%», - говорит эксперт.
Хорошим сигналом для МВФ стало бы предложение со стороны Украины о среднесрочном бюджетном планировании, убежден Бураковский.
С этим тезисом соглашается и Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера.
«Я согласен с тезисом по поводу того, что необходимо переходить к трехгодичному бюджетному планированию, как это делается во многих странах, например, в той же России. Тогда действительно наша позиция в переговорах с МВФ будет более сильной. Тогда можно будет говорить о дефиците в 7-8% в этом году, и о 5% - в следующем, уже в 2012 году мы можем уменьшить дефицит бюджета до 2-3%», - считает Устенко.
По мнению эксперта, дефицит бюджета в 2010 году может составить 7-8%.
«Теоретически с таким показателем может согласиться МВФ. Очевидно, 10% - это неприемлемая величина. Я слабо верю в наличие дефицита в этом году на уровне 3-4%. Но я допускаю, что 2012 год можно будет закончить с дефицитом порядка 2%», - подчеркивает экономист.
Что касается прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику, то Устенко прогнозирует их приток в этом году на уровне $4-5 млрд.
«По сравнению с прошлым годом большая часть инвестиций будет идти в реальный сектор экономики. Львиная доля будет направляться в несколько секторов: в сельское хозяйство, сектора, которые специализируются на энергоэффективных технологиях, и сектора, которые занимаются импорт-замещением», - отмечает исполнительный директор Международного фонда Блейзера.
Вместе с тем, при условии эффективного проведения реформ, о которых говорит новая Администрация Президента, Устенко предполагает, что приток прямых иностранных инвестиций в 2011 году значительно увеличится.
«Но для этого необходимо проводить реформы, улучшать инвестиционный климат в стране», - резюмирует эксперт.