10:13 / 30.03.2010 Политика

Куда приведет Украину сотрудничество с Россией?

Поиски прагматичного вектора отношений напоминают возврат в эпоху позднего Кучмы

 

Российско-украинские переговоры в нынешнем формате -- это попытка нащупать мосты, утраченные при «помаранчевых», и реанимация двусторонних отношений. Правительственные переговоры под аккомпанемент газовых соглашений прошли как смотрины нового руководства и внешнеполитического курса Украины. Впоследствии, глава МИД Украины К.Грищенко заявил, что "наиболее неотложной и важной задачей на сегодняшний день является возобновление партнерских и дружеских отношений с Российской Федерацией".

 В общем, нащупывание российского вектора во внешней политике, при единовременной европейской интеграции, «ассоциированном членстве в ЕС и создании зоны свободной торговли с Европой» напоминает возврат во времена эпохи позднего Кучмы. Отношения с Москвой в начале 2000-х годов были похожи на игру в поддавки, с очередным рассмотрением вопроса о поставках энергоресурсов и обоюдной гуманитарной программой (культурные акции в рамках Года России в Украине).

 ЕврАзЭС, затем ЕЭП и Таможенный союз является одним из интеграционных инструментов воздействия внешней политики Кремля. Киев «заинтересовался» интеграцией в ЕЭП в 2004 году, но по-настоящему включиться в интеграционный процесс не успел, ввиду смены действующей власти и пересмотра внешнеполитических императивов во внешней политике. Во время переговоров в Ново-Огарево с подачи главы правительства РФ В.Путина Украину снова «включили» в список «заинтересовавшихся» интеграционными процессами.

В энергетическом диалоге «приманка» проста – сравнительный диапазон цен на поставки российского газа в Беларусь с 30%-ной скидкой, что, по мнению руководства РФ, должно стать стимулом по интеграционному взаимодействию для Украины. Напомним, что для Беларуси взимается не вывозная таможенная пошлина на нефть, а делится вывозная таможенная пошлина на нефтепродукты, выработанные на белорусских НПЗ с использованием российской нефти. Россия готова пойти на уступки цены на газ для Украины, и надо обратить внимание на то, что Россия внутри страны переходит на европейские принципы ценообразования для российских потребителей.

 Пока же в интеграционном процессе работает система сдерживаний и противовесов. С одной стороны, налицо реанимация двусторонних отношений с РФ, торгово-экономических отношений, двусторонней кооперации, с другой, связанность обязательствами с ВТО создает сложности и внешние барьеры для интеграционных моделей в СНГ.

Существенными факторами для снижения стоимости газа является заинтересованность российской стороны в передаче трети украинской ГТС в концессию газотранспортному консорциуму.

Ряд СМИ уже успели «похоронить» эту идею сообщениями о том, что новое правительство Украины намерено снизить цены на российский газ, передав в управление "Газпрому" украинскую газотранспортную систему. По словам главы государства Виктора Януковича, передача в концессию ГТС и создание газотранспортного консорциума не подразумевает смены собственника. В каком же ключе - а по составу концессионеров в трехстороннем формате (Украина, Россия, ЕС) российский «Газпром» планирует через дружественные для себя европейские компании E.ON Ruhrgas (Германия) и ENI (Италия) выкупить еще треть ГТС Украины, получив «контрольный пакет» акций – будут развиваться тогда переговоры по снижению ценовой политики на газ для Украины? Напомним, президент Украины Виктор Янукович и вице-премьер Сергей Тигипко заявляли, что приемлемая цена на газ для Украины должна быть близкой к той, что пока действует для Белоруссии: 168 долларов за тысячу кубометров. В то время как с 1 апреля Украина должна будет платить по 320 долларов. Какой ценой это достанется – ценой “связывания по рукам” в топливно-энергетическом секторе, вместе с улучшением транзита газа на манер российско-белорусских договоренностей, согласно которым Беларусь получает газ по заниженным ценам как следствие полного владения газотранспортной системой со стороны России?

                  Также одним из компонентов давления со стороны Москвы стали предложения пролонгации базирования Черноморского флота на территории Украины в обмен на «удешевленный» газ для Украины. Возможные рычаги воздействия неравноценны – украинская сторона при новом руководстве, очевидно, все же будет искать точки соприкосновения с Белокаменной и наведение политических и экономических мостов рано или поздно «вскроет» также и проблему пролонгации базирования ЧФ в Украине. В настоящий момент украинские экономические интересы упираются в сторону России, поскольку более реалистичным видится именно реанимация экономического сотрудничества Киева с Москвой.

Олег Фесенко