Азаров и Путин поиграли в бизнес-дипломатию
Газовый «блицкриг» премьер-министра Украины Николая Азарова, не дал конкретных результатов. Впереди – очередные «отступления» и «атаки» в рабочем режиме
«Газовый» визит премьер-министра Украины Николая Азарова в Москву, который состоялся 25 марта сего года, завершен. Ряд аналитиков уже поспешили назвать этот визит провальным. Другие – стараются не делать поспешных выводов, считая, что результаты переговоров «проявятся» позже, когда за официальными заявлениями последуют конкретные действия согласно договоренностям, достигнутых «с глазу на глаз».
Вместе с тем, некоторые аналитики уже сделали предварительные выводы. Главным среди которых, является мнение о том, что добиться желаемых для Киева целей - снизить стоимость покупаемого у «Газпрома» газа и вовлечь Россию в газотранспортный консорциум - будет нелегко. Для этого понадобятся уступки со стороны Украины и уверенность Кремля в том, что достигнутые договоренности в обозримом будущем рассматриваться не будут. Кроме того, наша страна вынуждена активизировать торгово-экономическое сотрудничество с РФ, предоставляя при этом рыночное пространство на украинской территории для российского бизнеса.
Анализируя переговорный процесс по газу, который фактически берет свое начало не с 25 марта, а гораздо ранее - с «секретного» визита в Москву вице-премьера Клюева, который посетил Белокаменную после формирования правительства, эксперты обратили внимание, прежде всего, на жесткость позиции российской стороны.
Кроме того, бросается в глаза как минимум внешнее «равнодушие» Москвы к визитам киевских коллег. В частности, тот же визит Азарова очень неравномерно освещен в украинских и российских СМИ.
Если отечественные средства массовой информации и до визита, и во время переговоров довольно, «живо» обсуждали его подробности, то российские журналисты если и подавали соответствующие отчеты, то не более как рядовое событие, вроде обычной встречи Путина с главой правительства какой-нибудь страны третьего мира.
Представители украинской власти через газеты и интернет изначально оценили «газовые» переговоры как вопрос первостепенной важности. Однако Кремль продемонстрировал странное для Украины равнодушием.
Например, премьер-министр РФ Владимир Путин, коснувшись предложенной Азаровым идеи создания консорциума для модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины, дал понять, что эта тема уже не представляет большого интереса для Москвы.
Рссийский премьер также добавил, что свое время идея газотранспортного консорциума обсуждалась еще при прежнем президенте Украины Леониде Кучме и тогда Россия относилась к этой идее положительно. Потом, по словам Путина, проект был «задвинут», после чего началась конфронтация по рассматриваемому вопросу. То есть, отбрасывая дипломатические «шторы» Кремль ответил приблизительно так, мол, о чем вы думали раньше, уважаемые украинские коллеги? Мы уже вложили средства в строительство Северного и Южного потоков, а теперь вы хотите, чтобы мы помогли вам деньгами в реконструкции украинской газотранспортной системы?
В подобном, довольно равнодушно-жестком тоне, господин Путин прокомментировал заявления нынешней украинской оппозиции об опасности захвата Россией украинской ГТС.
«Консорциум не собирался присваивать газотранспортную систему, она должна была остаться в собственности украинского государства... Консорциум бы только финансировал работы по ее модернизации», - уточнил премьер РФ.
Николай Азаров, в ответ российскому коллеге, отметил, что предложение о сотрудничество с РФ по ГТС очень выгодно двум сторонам, а также выгодно и Европе, которая пока еще получает газ из России, поступающий в ЕС по украинским трубам. «Россия, которая строит обходные пути, еще может заколебаться, надо ли ей в нем участвовать, а нам эта идея выгодна», - сказал Азаров.
Несмотря на сказанное, Путин дал понять Азарову, что Кремль подумает над предложением украинской стороны и, скорее всего, примет какое-то участие в реализации предложенной идеи.
Пресс-служба российского премьера процитировала его мнение следующим образом: «Да, мы готовы над этим работать. Потому что, повторяю еще раз, мы реализуем «Южный поток», «Северный поток». «Северный поток» уже вступает в завершающую стадию. Конечно, это снижает наш интерес к совместной работе по газотранспортной системе Украины. Но он еще есть.... если это будет оформляться в ходе конструктивного диалога, мы, конечно, готовы к этой работе, готовы даже будем вкладывать в реконструкцию определенные средства. Там немало нужно денег вложить. Но это все - предмет наших переговоров в самое ближайшее время».
В данном случае аналитики подозревают, что на встрече Азаров-Путин имела место некая бизнес-дипломатическая игра. И «козырем» Кремля были обходные газовые трубопроводы, которые строит Россия.
Вместе с тем, эксперты не могут с полной уверенностью утверждать, что «Северный» и «Южный» потоки - всего лишь отвлекающий маневр для «приструнивания» Украины. Но как инструмент давления данные факторы все же являются.
Таким образом, результаты переговоров по ГТС, откровенно говоря, пока не ясны.
Понятно, что между украинским и российским премьерами состоялся довольно откровенный и, наверняка, жесткий разговор, однако «первую скрипку» в этой беседе играла Москва, а Киев в какой-то степени выступал в роли «просителя».
Вместе с тем, если допустить, что новая украинская власть действительно (а не на словах) хочет изменить ситуацию в стране к лучшему, то и компромисс, и определенные уступки в решении такой задачи, наверное, уместны. Пэотому, прежде всего, что пребывая в довольно тяжелом экономическом положении, Украине вряд ли есть смысл бравировать виртуальным могуществом, которого нет и выдуманными возможностями, которые тоже почти иссякли.
Похожие итоги и у другой встречи Азарова - с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, где речь шла о снижении стоимости газа для Украины.
«Газпром» не стал раздавать обещания в обмен на дружеские и взаимовыгодные отношения. Будучи жестким управленцем, Миллер (как и Путин) исходит, прежде всего, из учета своих интересов, а они - целиком и полностью рыночные. Поэтому и ответ был схож с позицией бизнесмена, которому предложили снизить стоимость выпускаемой продукции. В таких случаях разговор о более низкой цене, как правило, начинается после увеличения объемов «опта». Соответственно, ответ Миллера на вопрос Азарова был следующим - цена газа будет прямо зависеть от объемов его импорта Украиной.
«В Украине должны понять, что пересматривать цену можно, только если объем закупок составит хотя бы 52 миллиарда кубических метров, как это предусмотрено контрактом», - утверждает источник в «Газпроме».
Согласно же нынешним прогнозам, Украина приобретет в 2010 году в лучшем случае 33,75 млрд. кубов, а реально - около 27. Гипотетически Киев может пойти на увеличение объемов закупок, но только в том случае, если получит от РФ право на реэкспорт «голубого топлива», о чем на рассматриваемой встрече вообще не говорилось. Да и премьер Путин на вопрос журналистов о стоимости газа для Украины, ответил: «Мы не считаем, что параметры этого контракта (от 19 января 2009 года) несправедливы. Этот контракт сбалансирован, он учитывает интересы, как Украины, так и РФ».
В результате переговоров между украинским премьером Николаем Азаровым и представителями российской власти все-таки были достигнуты договоренности. Но пока что - в виде деклараций о намерениях. О расширении сотрудничества, о новых переговорах по поводу газа, о создании межправительственной комиссии, которая будет решать обсуждавшиеся на встрече вопросы.
«Мы также договорились о том, что очень плотно будем работать при подготовке очередного заседания Межправительственной комиссии. Межправительственная комиссия должна, на мой взгляд, уже конкретно рассмотреть все те вопросы, о которых сегодня шла речь, и попытаться найти взаимовыгодные, взаимоприемлемые решения. Я глубоко убежден, что мы можем найти решения даже по самым тяжелым вопросам», - заявил Николай Азаров на итоговой пресс-конференции.
Сколько времени понадобится Межправительственной комиссии для решения «самых тяжелых вопросов», покажут события обозримого будущего. Однако уже сейчас можно сказать, что «газовый блицкриг», который пыталась реализовать команда Виктора Януковича в России, закончился безрезультатно. Впереди - «разведка боем», тактические встречи и переговоры, тяжелые «дипломатические бои». Не факт, что все закончится победой, но никто и не говорит, что стратегическое «сражение» будет проиграно.
Не исключено, что первые новости о «победах на газовом фронте» граждане Украины могут увидеть или услышать 9 мая, на День Победы, часть которого украинский и российский президенты договорились провести вместе.