Яценюк «пропишется» на «Интере»?
Осторожный подход Арсения Яценюка к власти и оппозиции может заметно перераспределить соотношение украинских оппозиционных сил
Народный депутат, лидер партии «Фронт змін» Арсений Яценюк «выиграл тендер» на информационную площадку, которая может одновременно стать и стартовой. При разумном подходе через год-другой этот политик сможет конкурировать с сегодняшними лидерами электоральных симпатий. Он уже застолбил свой участок, продемонстрировав в ходе президентских выборов способность к преодолению проходного барьера в Верховную Раду. Обменять свое четвертое место на должность во власти не удалось, и Яценюк сам не скрывает сожалений по этому поводу. Но удалось получить место в оппозиции, причем такое, которое позволит конкурировать с самым «подкованным» оппозиционером в стране - Юлией Тимошенко.
Для БЮТ и его теневого правительства Арсений Яценюк стал главным объектом для критики. Казалось бы, для политической силы, самостоятельно определившей себя в оппозицию, основным оппонентом должна была бы стать власть. Но в данном случае, предпочтение отдают другой оппозиционной силе. Так можно относиться только к конкуренту. То есть, укрепление позиций внепарламентского «Фронта змін», мягко говоря, нежелательно для Объединенной демократической оппозиции (иначе говоря, для Юлии Тимошенко, БЮТ, фрагментов фракции НУНС и оппозиционного Кабинета Министров под предводительством народного депутата Сергея Соболева).
Яценюка уже обвинили в том, что он выбрал роль «назначенной» оппозиции. Такой вывод сделал Сергей Соболев из слов Президента Виктора Януковича о том что: «господин Яценюк уже, скорее, в оппозиции». Хотя, речь шла лишь о том, что переговоры о его работе в правительстве не увенчались успехом.
Более того, лидер «Фронта змін» был назван и противозаконной оппозицией. Это утверждение основывалось на существовании статьи «Закона о регламенте работы Верховной Рады», закрепляющей право на формирование парламентской оппозиции за самой большой фракцией из тех, которые не вошли в коалицию. При введении этой нормы ценой вопроса были всего лишь три профильных комитета, но каких: бюджетного, регламентного и по вопросам свободы слова. Теперь же ставки повысились, и речь зашла о том, кто «оппозиционнее».
К слову, тогда на формулировке настояла фракция Партии Регионов. И если уж в БЮТе так уверены, что Арсений Яценюк решил подрабатывать на ПР, то почему бы ей не передумать? На сегодняшний день, ситуация выглядит так, что за большинством голосов в зале пленарных заседаний дело не станет. Впрочем, тот же Сергей Соболев авансом раскритиковал и такой вариант развития событий. Правда, сделал это аккуратно, самым сильным эпитетом было: «Это не хорошо». То ли еще будет, когда перспектива обретет реальные контуры.
С дугой стороны, эксперты считают, что наличие официальной оппозиции, чья деятельность регламентируется законодательством, не отменяет возможности существования других политических сил, чьи позиции отличаются от взглядов действующей власти. Не может закон изменить и самого значения слова «оппозиция», которое никак не вяжется с определением «незаконная». В таком случае правильнее будет говорить «подполье». В поиске смысла слов, стоит учесть и то, что ни законом о регламенте, ни правилами русского языка оппозиции не запрещается голосовать за предложенные Президентом, Кабинетом министров или коалицией проекты законов и постановлений. Напомнил об этом сам Яценюк, когда говорил о своем желании посодействовать разумным реформам. Ведь, избирателям уже давно объясняют, что необходимые реформы это то же самое, что непопулярные. Какие именно, пока говорят только эксперты. Власть же размышляет. Ведь одновременно сохранить все социальные выплаты и реформировать экономику задача сверхсложная, но именно на таком подходе настаивает Виктор Янукович. В любом случае придется где-то ужимать и на чем-то экономить. По оценкам политологов, именно здесь могут подвести коммунисты, ведь, их идеология совершенно отлична от взглядов регионалов. Тут и понадобится согласная на сотрудничество оппозиция. Как красноречиво совпадение: Арсений Яценюк заявил, что в формируемом ним теневом Кабинете Министров будет работать 27 человек, и именно столько народных депутатов входит во фракцию КПУ. Правда, это лишь аллюзия. Найти в НУНСе такое количество кандидатов на псевдо-министерские портфели, да еще и в ближайшее время, практически, не возможно. Многие из тех, кто не присоединился к Юлии Тимошенко, ждут решений лидера группы «За Украину» Вячеслава Кириленко. Не многие, но есть и такие, ждут наставлений от третьего Президента Виктора Ющенко. Кроме того, сам Арсений Яценюк обещал ввести в свое теневое правительство и членов своего «Фронта змін», а среди депутатов Верховной Рады таких нет. Но десятка полтора (как минимум) народных избранников от НУНС пойдут к Яценюку.
Кто-то из НУНС войдет в оппозиционный Кабмин, возглавляемый оппозиционным же премьер-министром Арсением Яценюком в поиске ответа на вопрос: «Если я не власть и не оппозиция, то кто?». Но большая часть согласится ввиду неотвратимости парламентских выборов. Когда бы они не произошли: в срок или внеочереди, они все-равно будут. И уже сегодня пора задуматься формуле обретения мандата в следующем созыве Верховной Рады. Яценюк может в этом помочь. Во-первых, как уже упоминалось, он продемонстрировал способность преодолеть проходной барьер, причем, не только трехпроцентный. Во-вторых, сотрудничество с ним в рамках теневого правительства дает и другие перспективы. Ведь в политике, как и в шоу-бизнесе, нет ничего хуже забвения. А оппозиционный Кабинет министров - это информационная площадка. Причем, в этом смысле Арсений Яценюк более перспективен, чем Юлия Тимошенко. Парламентская оппозиция займет свое законное место в эфире телеканала «Рада». Канал, в силу специфики, практически, неизвестен украинскому зрителю и не предполагает освещения деятельности Юлии Тимошенко, не являющейся членом парламента. А от «ротации» в эфире «Рады» Сергея Соболева, не претендующего на ведущую роль в БЮТе (а как иначе может быть в именном блоке?), этой политической силе не будет никакого проку.
Похожей может быть и ситуация на других телеканалах. В угоду принципам демократии и стандартам свободы слова самую большую оппозиционную фракцию будут упоминать, но не обязательно в связи с личностью Тимошенко. Тем более, что про «Юлин канал» никто никогда не слышал, зато, все знают о лидерах отечественных телепросторов, контролируемых либо регионалами, либо их сторонниками. Поскольку Арсений Яценюк однозначно более выгодная для Партии Регионов оппозиция, чем Юлия Тимошенко, то и в телевизионных ток-шоу он и его люди будут появляться чаще.
Стоит упомянуть хотя бы телеканал «Интер», на котором Арсений Яценюк уже стал завсегдатаем. Одного лишь этого вещателя, ретранслирующегося даже на самые глухие украинские села, достаточно для переформатирования электорального поля. Если раньше выборы «делали» в избирательных комиссиях, то теперь их исход решается в «ящике». Поэтому заявления с экранов, приятные уху избирателя, сделанные в статусе теневого министра от Яценюка, могут сослужить хорошую службу и обозначить перспективы на будущее, практически, для любого депутата. Сам же Арсений Яценюк, обладая поддержкой части парламентариев, и медийным потенциалом, получает инструменты, необходимые для того, чтобы убедить еще с десяток процентов совершеннолетних украинцев в том, что он и есть самая настоящая, конструктивная и перспективная оппозиция, которая и сегодня стране пользу приносит, и на выборах себя покажет.
Дмитрий Баркар