00:10 / 25.03.2010 Политика

Москва ждет от украинской власти больших жертв

Украине невозможно развиваться и выйти из кризиса при нынешней стоимости газа, но «Газпрому» не выгодно понижать цену на голубое топливо для нашей страны

Цена на газ для Украины - похоже, главный вопрос, который будет обсуждаться на встрече, запланированной на 25 марта, между премьер-министром Николаев Азаровым и его российским коллегой Владимиром Путиным.

То, что газовый вопрос форсируется украинской стороной, слишком заметно, чтобы об этом не говорить. Судя по событиям последних дней, команда Виктора Януковича решила выполнить одно из своих предвыборных обещаний - пересмотреть 11-летний контракт, подписанный с «Газпромом» в 2009 году экс-премьером Юлией Тимошенко.

В пересмотре российско-украинского соглашения по ценам и объемам поставок газа сейчас уже почти никто не сомневается. Начало было положено еще в ходе предвыборной кампании господина Януковича, ведь тогда он неоднократно заявлял, что существующая цена 1 тысячи кубометров газа (больше $300), а также формула, по которой вычисляется стоимость голубого топлива - неприемлемы для украинской экономики. Приблизительно тоже, но в другой форме, президент Янукович заявил и во время своего первого официального визита в Москву.

Сразу после встречи между украинским и российским президентами аналитики начали обсуждать тему другой цены. Тогда же возник закономерный вопрос, на что пойдет, чем пожертвует Киев ради достижения поставленной цели? И в списке «жертвоприношений» появились продление аренды территории Крыма российским Черноморским флотом, участие РФ в газотранспортном консорциуме, предпочтительный доступ на территорию Украины крупного российского бизнеса и соответствующих инвестиций. При этом назывались и «жертвы» политического характера. В частности, придание русскому языку в Украине статуса второго государственного. Например, когда вице-премьер Сергей Тигипко сказал, что, по его мнению, цена на газ для Украины могла быть такой, как для Беларуси, депутат Госдумы РФ Константин Затулин ответил: «Но я при этом хотел бы обратить внимание что газ поставляется в Беларусь, в которой два государственных языка: русский и белорусский… и это сказывается на климате решения этого вопроса. Надо просто об этом задуматься».

Правда, впоследствии (не исключено, что под влиянием Путина) Затулин изменил свое мнение - он заявил, что «нет нужды» признавать русский язык вторым государственным в Украине, поскольку он и так «общеупотребительный в этой стране».

С украинской и российской сторон, по поводу газа в последние дни были различные заявления, но фактом, подтверждающим намерение Януковича изменить условия упомянутого выше договора, служит визит в Москву украинского министра топлива и энергетики Юрия Бойко и председателя правления «Нафтогаза» Евгения Бакулина для  переговоров с главой «Газпрома» Алексеем Миллером.

Основной темой встречи стала снова цена на газ. Стратегических решений принято не было, поскольку это прерогатива премьер-министров двух стран, но конкретные предложения Бойко озвучил.

Киев предложил Москве создать газотранспортный консорциум, а взамен Украина рассчитывает добиться от «Газпрома» снижения цены на газ - с $305 до $168 за 1 тысячу кубометров.

Как и следовало ожидать, в ответ Миллер не сказал ни «да», ни «нет». По словам главы «Газпрома», «мы должны исходить из того, что «Нафтогаз» к началу осенне-зимнего периода 2010 - 2011 годов должен подойти, имея в подземных хранилищах необходимый объем газа, чтобы без проблем пройти осенне-зимний максимум». Не совсем конкретный ответ Миллера объясняется тем, что предложение «войти в консорциум» не вызывает энтузиазма в Москве, поэтому от Украины ждут более серьезных уступок.

Среди таких шагов аналитики называют увеличение доли «Газпрома» в объеме продаж на рынке конечного потребителя (утрата монополии «Нафтогаза»), экономические инструменты, а также расширение сотрудничества в ряде приоритетных для РФ сфер - самолетостроении, атомной энергетике и в сфере торгово-экономического сотрудничества.

Что касается экономических «жертв», то соответствующие шаги Киев уже сделал.

Так, президент Янукович провел рабочую встречу с министром иностранных дел Украины Константином Грищенко, во время которой дал указания главе внешнеполитического ведомства подготовить к подписанию ряд двусторонних соглашений. Среди таковых названы демаркация границ между двумя странами, а также ряд соглашений экономического характера.

Понятно, что озвученные для СМИ вопросы - не единственные, которые будут рассматриваться не встрече Азаров - Путин. Эксперты полагают, что в обмен на новую стоимость газа для Украины Кремль попросит более серьезную «дань», ведь снижение цен на треть при сохранении поставок на уровне 2009 года в объеме 30 миллиардов кубометров приведет к выпадающим доходам «Газпрома» в размере $2,5-$2,9 миллиарда. Учитывая, что Российская Федерация альтруизмом не занималась и заниматься не будет, от Украины следует ожидать каких-то уступок геополитического характера.

С другой стороны, сохранение стоимости газа на прежнем уровне, при условии выполнения Украиной требований МВФ, приведет к падению национальной экономики, ведь в настоящее время бизнес-потребители фактически получают дотации от государства в размере около $170 за каждую тысячу кубометров. При этом значительная часть населения (льготники) платит вообще по $25-70 за тысячу кубометров. А если не выполнять требования МВФ, украинскому правительству придется готовиться к дефолту, потому что оплачивать в ближайшее время платежи по внешним заимствованиям собственными усилиями Киев не сможет. При этом также нужно учитывать тот факт, что практически все цены в Украине формируются исходя из цены на газ. То есть сохранение и повышение социальных стандартов невозможно при высокой стоимости топлива.

Таким образом, основная задача, стоящая в настоящее время перед Виктором Януковичем - крайне серьезна и, возможно, самая важная в нынешнем году: Украине нужно выжить, запустить систему реформ и при этом не потерять свою независимость.

Не факт, что эта задача 100-процентно выполнима. Не исключено также, что Украине придется чем-то пожертвовать, ведь за все в этом мире нужно платить. Впрочем, о размерах «жертвы» и ее объемах мы с вами узнаем уже в ближайшее время.