14:00 / 23.03.2010 Политика

Кто спасет Симоненко?

Падение популярности Компартии может закончиться катастрофой этой политсилы

Стремительное падение популярности Петра Симоненко и Компартии, в конце концов, скорее всего, может закончиться катастрофой этой политсилы. Как долго бы ты ни падал, рано или поздно окажешься на дне. Стремительное падение популярности Петра Симоненко и Компартии, в конце концов, скорее всего, может закончиться катастрофой этой политсилы. Неразборчивость в союзниках, игра в поддавки с властью, грызня с другими левыми вряд ли могут добавить авторитета любой политсиле. Результат Симоненко на президентских выборах (3,54%) стал тому доказательством. Руководители КПУ не могут не понимать: дно где-то рядом, и надо исправлять ситуацию, пока не поздно. Нужно срочно что-то менять - это очевидно. Но что именно? Как вдохнуть новые силы в раненного комиссара?

Время явно не на стороне Компартии, ведь электорат потихоньку вымирает. Ностальгирующих по былым временам становится все меньше. Соответственно редеет и фракция коммунистов в парламенте. Если в 1998 г. КПУ получила 128 мест в парламенте, то в 2007 г. - лишь 27. Результат Симоненко на президентских выборах – еще один тревожный звонок для Компартии, возможно, последний. Ведь цифра эта ненамного больше проходного барьера, а значит, высока вероятность оказаться вне стен Верховной Рады. Кстати, это еще одно объяснение, почему КПУ без раздумий ушла в коалицию Виктора Януковича. Коммунистам (как и остальным мелким фракциям) внеочередные парламентские выборы были совсем не нужны. Создание нового большинства продлило жизнь Раде, и дало коммунистам необходимый запас времени, чтобы провести работу над ошибками. И нынешние заявления коммунистов о том, что они могут из коалиции выйти, можно рассматривать лишь как попытки получить от коалиции еще и несколько постов в исполнительной власти. С чего же могут начать коммунисты «реанимационные мероприятия»?

Первый ответ, который напрашивается -- привлечь новых сторонников. Как говорится, влить свежую кровь в тело партии. Попытки убедить молодежь в том, что «коммунизм-это круто» уже были, но успехом не увенчались. Реклама, рассказывающая о знаменитых коммунистах, таких, как художник Пабло Пикассо или поэт Пабло Неруда, стала действительно красивой. Рекламщики справились со своей работой отлично, а вот популярнее КПУ не стала. Молодежь не ринулась в офисы Компартии, в надежде получить заветный партбилет.

Коммунистические идеи привлекательны, а вот их носители, мягко говоря, не очень. Со стороны Компартия выглядит достаточно замкнутой и совсем не гибкой структурой. Там, кажется, давно позабыли о своем же лозунге «молодым везде у нас дорога». Ключевые посты десятилетиями занимают одни и те же старые кадры, и на пенсию они явно не собираются. Да и сам Симоненко – типичный тому пример. Он рулит Компартией, начиная с 1993 г., и уступать свое кресло, по всей видимости, явно не намерен. Любые попытки подвинуть Симоненко оборачивались против заговорщиков. Положение главного коммуниста в партии не пошатнул даже скандальный развод. Верхушка уступать насиженные места не торопится, а значит, амбициозной молодежи «ловить» в партии особо нечего. 

Итак, обновить Компартию не получается. Есть еще один способ, как усилить партию - объединить усилия с товарищами по несчастью. Например, с той же Соцпартией, которая. Как судачат во властных кулуарах, уже пребывает на политическом маргинесе. Если сплюсовать сторонников КПУ и СПУ, то на парламентских выборах можно и больше 5% набрать. Нет сомнений, многие видные социалисты с радостью бы пошли на такой союз, без депутатских мандатов многим жизнь там не мила. Назначение социалиста Василия Цушко министром экономики (квота Компартии) случайностью не назовешь. Именно этот человек мог бы стать тем звеном, которое закрепило бы союз левых. Но есть одна весьма существенная проблема – лидер СПУ Александр Мороз.

«Ложиться» под Соцпартию Симоненко, судя по всему, не намерен. Во-первых, вряд ли Сан Саныч уживется с такими союзниками Симоненко, как бывшие члены СПУ Василий Волга (Союз левых сил) и Станислав Николаенко (партия «Справедливость»). После внеочередных парламентских выборов оба требовали сместить Мороза, но были исключены из партии. Во-вторых, у Сан Саныча своих амбиций полно. Мороз, конечно, лично продвигал идею о союзе левых, а накануне президентских выборов выступал за выдвижение единого кандидата от «левых». Но беда в том, что лидер Социалистической партии, наверное, хочет быть главным в так называемом «Левом блоке». Стоит ли удивляться, что когда «левые» таки договорились и выдвинули Симоненко в Президенты, Соцпартии в этой компании не было. 

Если Симоненко вновь начнет переговоры с Морозом, они, очевидно, закончатся ничем. Пустая трата времени. Потому если Компартия хочет почерпнуть силы у социалистов, то нужно избавиться от верхушки СПУ. Но, кажется, провернуть партийный переворот в Соцпартии еще сложнее, чем договориться с Морозом полюбовно. Всегда страдали те, кто посягал на трон Сан Саныча. Любимчик коммунистов Цушко совсем не Фидель Кастро, вряд ли он способен прокрутить маленькую, но победоносную революцию. Вспомните, чем закончился для министра захват Генпрокуратуры.

В лучшем случае, Цушко приведет под красные знамена еще один осколок Соцпартии. Что тоже неплохо. Глядишь, по частям и всю партию отдельно без Мороза соберут. И все же слияние с более слабыми конкурентами отнюдь не панацея. Дружба с Союзом левых сил, партией «Справедливость» и СДПУ (о) не принесла Симоненко ожидаемых 15%. Похоже, глава КПУ мог бы показать этот результат и без напарников. А это означает лишь одно, что все эти игры со слиянием и поглощением других партий -- временные меры. Возможно, падение КПУ и замедлится, но не прекратится.

Как ни крути, но чтобы уберечь Компартию от судьбы Соцпартии, потребуется серьезные изменения самой КПУ. Раненному комиссару требуется серьезная операция, пока же его обматывают бинтами и мажут йодом.

 

Тарас Хуторный

ТЭГИ: