Украина превращается в геополитического Обломова
Проигрывая в геополитических спорах Румынии, Украина теряет свое влияние в Европе и потихоньку превращается в третьестепенное государство
Перманентный политический кризис в Украине, похоже, подходит к концу. Во всяком случае, об этом свидетельствуют события последних недель: формирование нового парламентского большинства, начало работы правительства и более позитивные прогнозы европейских экспертов относительно дальнейшего развития нашей страны.
Насколько эффективными будут работа Виктора Януковича и Николая Азарова по выводу Украины из кризиса, покажет время. Вместе с тем, уже сегодня аналитики бьют тревогу, обращая внимания на вопросы, которые ввиду политических баталий, так и не были решены, и которыми, хочет она этого или нет, придется заниматься новой власти.
Среди наиболее острых вызовов, стоящих перед Киевом сегодня, особняком стоят крайне сложные и даже напряженные отношения с ближайшим соседом Украины – Румынией. По мнению экспертов, в геополитическом противостоянии между двумя странами Бухарест значительно выигрывает, шаг за шагом забирая у Киева инициативы и усиливая свое влияние на события в нашей стране.
В феврале 2009 года было вынесено решение Гаагского суда, из которого следовало, что Украина большей частью проиграла спор с Румынией относительно острова Змеиный и его шельфа.
«Благодаря географической конфигурации, остров Змеиный не имеет никакого влияния на возможное расширение исключительной экономической зоны Украины… Учет острова Змеиный означал бы юридический пересмотр географии», - заявила тогда председатель международного суда Розалин Хиггинс, таким образом дав понять, что Киев уступил Бухаресту в споре о принадлежности острова-скалы в Черном море. А это значило, что значительные территории шельфа вокруг острова, богатые полезными ископаемыми, ушли в «распоряжение» Румынии. Кроме того, Бухарест получил дополнительные «морские возможности» в плане того, что это государство является членом НАТО.
Другим проигрышем Украины считается утрата Киевом реального влияния на события в Молдове и Приднестровье, где проживает несколько сот тысяч наших сограждан. Выступив с инициативой регулятора приднестровского конфликта, Украина со временем утратила свои функции и возможности, став «миротворцем» лишь формально, на совещательном, но не решающем уровнем.
Утрата позиций Киева в данном вопросе привела к тому, что в настоящее время ряд официальных представителей Республики Молдовы всерьез рассматривают вопрос о присоединении к «Великой Румынии» - в ответ на призыв румынского президента Траяна Бэсеску.
Румынские власти в своей позиции опираются на тот факт, что, по их мнению, в результате пакта Молотова - Риббентропа в 1940 году Бессарабия (ныне – Молдова), находившаяся под контролем Бухареста, была незаконно передана Советскому Союзу. Поэтому господин Бэсеску почти открыто призывает власти Молдовы к мероприятиям, которые бы способствовали быстрому вхождению Кишинева в состав Румынии. Среди подобных фактов - заявление Бэсеску во время официальной поездки в Молдову (январь, 2010) о том, что он не будет подписывать договор о границе между двумя государствами.
«В данных условиях, считаю бесполезным подписание некоего договора о границе, который превратил бы главу румынского государства в партнера Риббентропа и Молотова», - заявил тогда президент Румынии.
Украина, для которой возможное вхождение Молдовы в состав Румынии, будет новым вызовом государственности, практически ничего не сделала для того, чтобы препятствовать указанным процессам. Бухарест же, в свою очередь, продолжает активную политику в Молдове. В
В частности, по информации ряда источников, Румыния способствовала тому, чтобы к власти в Кишиневе пришли политики, лояльные Бухаресту. Таковыми аналитики называют и.о. президента Молдовы Михая Гимпу, премьер-министра Влада Филата и других. В настоящее время в соседней с Украиной стране готовятся к референдуму, в результате которого, скорее всего, выборы главы государства будут проводиться не в парламенте (как ранее), а путем всенародного голосования. Если на таких выборах победит прорумынский политик, Бухарест сделает еще один широкий шаг к реализации своей цели, потому что всенародно избранный президент будет наделен дополнительными возможностями.
Еще одним проигрышем Украины в геополитическом споре с Румынией эксперты называют характер проведения национальной политики. Известно, например, что Бухарест крайне лояльно относится к национальным меньшинствам. В частности, законодательство Румынии предусматривает, что в местах, где 20% населения составляют украинцы, письменные обращения в органы власти можно подавать на украинском, на этом же языке должен быть и ответ. В Украине же, где в ряде Буковинских сел более 90% румыны, ничего подобного не наблюдается. Естественно, данный фактор формирует у населения положительное мнение о Румынии, а не об Украине.
Также, несмотря на то, что украинские законы не позволяют своим жителям иметь двойное гражданство, Румыния выдает нашим согражданам румынской национальности свои паспорта. Преимущественно это происходит на Буковине и в Молдове. Причем в последнее время этот процесс существенно активизировался. Власти Румынии на нарушение законодательства закрывают глаза и способствуют тому, чтобы таких паспортов было больше. Граждане Украины пользуются новыми документами для поездки в страны Шенгенской зоны. А украинские власти, опять-таки, заняли позицию наблюдателя. То есть и в данном вопросе Киев проигрывает Бухаресту «по всем статьям».
Кроме того, говоря о взаимоотношениях и конкуренции между Украиной и Румынией, Киев упустил один из самых важных шансов – быть своего рода центром влияния на территории Восточной Европы. Данную инициативу полностью перехватил Бухарест и в скором времени отдавать ее не собирается.
Кроме глобальных проигрышей Украины во взаимоотношениях с Румынией, аналитики называют также локальные проблемы, связанные с нарушением взаимных договоренностей по устью Дуная, спорным территориями и т.д. Учитывая тот факт, что Бухарест в настоящее время усилил свое влияние в НАТО, Киеву не стоит ждать какой-то помощи от Запада в усилении позиции по линии Украина-Румыния. Это не выгодно ни Бухаресту, ни Евросоюзу. Поэтому спасать утопающую в геополитическом смысле Украину придется нашим властям. Теперь все зависит от того, если ли у президента, правительства понимание того, что времена простого наблюдения в международных вопросах прошли, что для того, чтобы выигрывать, нужно наступать.
Возможно, такое понимание появится после стабилизации ситуации в Украине. Но и это не гарантирует, что представители власти не увлекутся по привычке предвыборными лозунгами вместо того, чтобы предотвратить превращение Украины в слабое, третьестепенное государство на карте Европы.