Украинские политики сами себе придумывают врагов
Создавая образ врага, украинские политики сохраняют власть в своих руках. Разрушив иллюзию присутствия врага, отечественные политики могут потерять многое
Умные люди говорят, что иногда очень полезно остановиться, посмотреть по сторонам и подумать: все ли ты правильно делаешь, туда ли идешь, на благое ли дело тратишь свои года, энергию, силы. Даже если очень спешишь. Даже если кажется, что нельзя останавливаться, нужно бежать, «двигать локтями», чтобы что-то кому-то доказать, чтобы не «съели» конкуренты, чтобы, в конце-концов, сказать самому себе: вот я какой, вот я чего добился. Это – современная жизнь. Она и вправду похожа на гонки без правил.
В политике – как и в жизни. Только еще острее и более жестоко. Особенно это ярко проявляется во время очередных или внеочередных выборов. Ведь если посмотреть, например, на тех же политиков другими глазами и заставить себя увидеть в них обыкновенных людей, можно очень многое понять. И вообще по-другому оценить себя в этой стране и страну в этом мире.
Так исторически сложилось, что в начале 2010 года всех жителей Украины в очередной раз втянули в одну грандиозную «гонку», которая называется президентские выборы. По каким-то неведомым причинам людей поставили перед фактом: нужно выбирать одного из двух. Не выберешь – все будет плохо. Или на наши свободы посягнет Россия, либо США сделает из Украины «банановую республику».
Нам постоянно рисуют образ врага. Он везде. Враг – это кандидат в президенты, оппонент другого кандидата, за которого ты собираешься голосовать. Враг – это демонизированная Россия, которая, как нам говорят, только то и делает, что строит планы по захвату украинской государственности. Враг – это вся Америка и ее Барак Обама, которые хотят установить контроль над Украиной, чтобы быть ближе к своему врагу – России. А поскольку вокруг одни враги – нужно быть бдительным, нужно бежать к избирательным участкам и делать свой выбор. Так нам говорят.
В ответ мы суетимся (потому что начинаем верить), нервничаем, ругаемся на работе с теми, кто собирается проголосовать за другого кандидата. Спорим в семье – с женой, с тещей, которая думает не так, как мы. И тихо ненавидим соседей, которым на политику в Украине глубоко наплевать, потому что у них есть все и совершенно нет врагов.
Нам некогда остановиться и подумать. Чтобы понять что-то важное. Например то, что политик ввиду специфики своей деятельности никогда не скажет своему избирателю всю правду. Он будет говорить только то, что выгодно. И к врагам причислять только тех, кто политтехнологами назван врагом. Он будет делать все, чтобы расшевелить в нас довольно низменные чувства – страх, гнев, ненависть, нетерпимость. Потому что на этих чувствах в Украине строятся предвыборные кампании, в которые каждый из нас, хотим мы этого или нет, втянут, как говорится, вовсю.
Итак, мы живем в стране, власти которой, подобно трусливым зайцам, пребывают в постоянной фобии. Более того, в эти фобии втянуто население. Границы между реальностью и вымыслом стерты. Нам кажется, что весь мир обижает Украину и хочет сделать что-то плохое. На самом же деле, весь мир смотрит на Украину с горечью, сожалением, иронией. Иногда – даже не смотрит и не знает о ее существовании. Потому что ему, миру, тяжело понять, по каким причинам эти странные украинцы живут только мифами.
Нас, например, пугают Россией, говорят, что там, в Кремле, сидят чуть ли не демоны, которые день и ночь смотрят на карту Украины и все делят ее, делят, делят…
В действительности же кому как не России выгодно, чтобы Украина была процветающим государством. Ведь это – и огромный рынок сбыта, и продукция по доступным ценам, и возможность для родственников видеться не раз в пятилетку, а по всем большим праздникам. Поэтому в Кремле если и смотрят на карту Украины, то только потому, что через нашу страну проходит газопровод в Европу. И поэтому Москве некогда и незачем думать о каком-то захвате Украины. По большому счету, кому мы нужны?
Россию беспокоит только одно – чтобы ситуация в Киеве была стабильной, потому что в таком случае и поступление газа в Европу будет стабильным, а значит – и доходы предсказуемые. И все. То есть самый главный интерес – коммерческий. Все остальные вопросы – второстепенные.
Нас пугают Соединенными Штатами и НАТО, говорят о том, что если мы подружимся с ними более «плотно», можно считать Украину пропавшей. И Россия от нас отвернется, и никому мы, бедные не будем нужны. В действительности же, проблемы Украины так волнуют Белый дом, как дворника дядю Васю из Троещины проблемы гендерной политики в Европе. Все гораздо проще. США имеют свои проблемы, свои интересы, свои приоритеты, в которые, как это не покажется кому то странным, Украина вовсе не входит.
Будете в Нью-Йорке, поспрашивайте, ради интереса, у жителей этого города об Украине. Вы удивитесь, но большинство из ваших собеседников даже не будет знать о существовании этой страны. Поэтому – вывод: США в настоящее время вовсе не выгодно, чтобы в Киеве, за много тысяч километров от Вашингтона, были какие-то проблемы, чтобы, опять таки, страны Европы, с многими из которых Штаты крепко дружат, остались без газа. Опять-таки – интерес к Украине если и есть, то очень прагматичный.
То же касается и Европейского Союза. Конечно, мы ближе к Германии, Франции, Испании и Польше, чем к США. Но у них тоже свои проблемы, поэтому Украина их интересует, в основном, как транзитер газа и нефти. Но не более. Поэтому нестабильность в Киеве их пугает, не говоря уже о том, что ни одна из европейских стран не желает Украине зла. Конечно, есть конкурентная борьба, соревнование производителей за рынки сбыта, но пока продукция наших заводов и фабрик не является угрозой ни для Siemens, ни для Adidas, ни для Philips.
Таким образом, образ внешнего врага, который создали украинские политики для своих же граждан – это не более чем удачная выдумка, миф. Но благодаря этому мифу наши премьеры и президенты, лидеры партий и руководители фракций держатся на плаву. По большому счету, благодаря обману. Почему? Потому что если люди узнают правду, то подобно карете из сказки «Золушка», превратившейся в тыкву, наши политики вдруг станут обыкновенными, часто заурядными членами той или иной партии. И, что самое главное, - никому не интересными.
Говорят, что чудес не бывает, и слоны не летают. Но несмотря на то, что победа реальности над выдумкой в Украине воспринимается как невозможное, как сказка, когда-нибудь это случится. Нужно просто остановиться и подумать: туда ли идем, правильно ли делаем, что суетимся и спешим, что во всех проблемах ищем виновных среди других стран, ищем врага. Тогда, когда враг если и есть, то он в нас, в нашей психологии, в нашем политическом выборе, в наших правителях.