Прерванный полет Суса. Почему НАБУ задержало прокурора "по деликатным поручениям" Банковой
Антикоррупционное бюро открывает новый фронт в противостоянии с ближайшим окружением президента. Мишенью "грузинской вендетты" стала бывший высокопоставленный сотрудник ГПУ из "департамента Кононенко-Грановского"
В 09:22 25 июля бывший заместитель начальника Департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики ГПУ Дмитрий Сус обновил фото профиля на своей странице в Facebook. Он зачекинился в зале аэропорта "Борисполь", где находился вместе с семьей и планировал отбыть на отдых за рубеж.
Источник: facebook.com/Дмитро Сус
Опубликованная им фотография самолета на взлетно-посадочной полосе была истолкована некоторыми, как "прощальная гастроль" Суса. Якобы он намеревался покинуть территорию Украины, чтобы уже не возвращаться.
На вопрос бывшего коллеги Александра Кузьменко, навсегда ли уезжает экс-прокурор за пределы Родины, Сус ответил туманно, но скорее отрицательно. Дескать, вскорости у него состоится целый ряд ответственных судебных заседаний, в которых он намерен принять участие.
Вскоре выяснилось, что плотное общение со служителями Фемиды и прочими правоохранителями оказалось вовсе не среднесрочной перспективой. А реалиями текущего дня для Дмитрия Николаевича. После прохождения регистрации, таможенного и пограничного контроля одного из экс-надзорников, которого в период работы в ГПУ относили к представителям близкого для окружения президента так называемого "Департамента Кононенко - Грановского" Генпрокуратуры, сняли во время посадки в самолет люди в форме.
"Страна" разбиралась с деталями и причинами этой истории.
Почему "зачекиневшегося" юриста сняли с трапа самолета
По одной из версий, экс-прокурор умышленно опубликовал фото из "Борисполя" и "вызвал огонь" на себя. Тем самым выступив катализатором дальнейших событий, развернувшихся вокруг его персоны. Антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий утверждает, что спешное задержание Суса было организовано после того, как у следствия появилась информация о намерении прокурора покинуть Украину на неопределенный срок.
Его адвокат Дмитрий Дмитренко уверяет "Страну" в обратном. Защитник Суса говорит, что в НАБУ были в курсе запланированного отпуска его клиента. Который за время следствия по целому ряду дел, фигурантом которых он является, не уклонялся от явки и прилежно сотрудничал с Бюро.
Также известно, что начиная с ноября 2016 года экс-прокурор неоднократно покидал пределы Родины. Но всегда возвращался. О гарантии камбэка в Украину и после июльского вояжа-2017 свидетельствует и тот факт, что билеты на авиарейсы прокурорская чета заказала в обе стороны.
Как бы там ни было, но через полтора часа после "чекина" в "Борисполе", Дмитрий Сус в порядке ст. 208 УПК был задержан прямо на территории международного аэропорта детективами НАБУ. Публично об этом в Антикоррупционном бюро заявили лишь поздно вечером вторника.
К тому моменту экс-прокурор уже был помещен в один из ИВС Киевской области, где провел уже две ночи. В среду не ему, ни его адвокату так и передали ходатайство об избрани меры пресечения. Очевидно, что эта часть приключенческой саги Суса стартует 27 июля.
"Пидозра" экс-прокурору строится на "отжатых" игровых автоматах и Audi
Вместе с этим, 26 июля Сусу было объявлено о подозрении за совершение преступлений в части декларирования недостоверной информации (ст. 366-1 УК Украины) и присвоения имущества путем злоупотребления служебным положением (ч.3 и ч.4 ст.191 УК Украины, хотя Холодницкий в комментарии сказал, что речь идет о ч.5 ст.191 УК).
В НАБУ подчеркнули, что более года осуществляют досудебное расследование сразу нескольких уголовных производств, фигурантом которых является экс-прокурор. По некоторым данным, таких дел на Сурикова в отношении Суса не менее шести.
Исходя из перечня инкриминируемых ему статей "пидозры", бывшему надзорнику "светит" до 10 лет тюрьмы в случае вынесения обвинительного приговора.
Во-первых, следствие вменяет ему невнесение в декларацию о доходах автомобиля Audi Q7, оформленного на его бабушку Марию Юрчик.
Во-вторых, проверяется причастность Суса к незаконному завладению неким имуществом в период его работы в ГПУ. По словам главы САП, прокурор якобы присваивал различные ценности, изымаемые в ходе обысков, и не вносил их в протокол.
Как писала "Страна", речь идет о похищении игровых автоматов, которые были изъяты правоохранителями в рамках расследования одного из уголовных производств.
По данным "Украинской правды", эти "одноруких бандитов" высокопоставленный прокурор в дальнейшем "толкал" на сторону. Издание "Цензор.нет" дополняет картину "пидозры": помимо игровых автоматов Сус якобы также "отжал" видеорегистратор, и в дальнейшем использовал его у себя в кабинете.
Суммарно опальному надзорнику инкриминируется нанесение с помощью перепродаж конфискованных ценностей ущерба на сумму в 400 тыс. грн.
Сам задержанный передал через своего адвоката Дмитренко "Стране", что обстоятельства, изложенные в тексте "пидозры" не соответствуют действительности.
"Такого не было. Все изымалось под протокол, и в дальнейшем возвращалось", - озвучил трактовку Суса защитник. Само уведомление о подозрении юрист назвал "сырым", и выписанным на скорую руку. Он не исключил, что в дальнейшем текст "пидозры" будет подвергаться корректировке и серьезным изменениям. Причем не менее глубинным, нежели те перемены, которые произошли в карьере самого Дмитрия Николаевича за последние три года.
Путь хмельницкого "важняка" к успеху
Анализ биографии Суса свидетельствует: резкий карьерный взлет в его жизни случился вскоре после событий Евромайдана. В 2014 году хмельницкий следователь он был переведен в центральный аппарат надзорного ведомства, где получил должность "важняка".
В период генпрокурорства Виктора Шокина он стал одним из топовых представителей "убойной обоймы" надзорного ведомства.
Замначальника Департамента обеспечения деятельности руководства ГПУ и один из "медийных столпов" Резницкой того периода Владислав Куценко (сегодня переживающий опалу действующего генпрокурора в отпуске) рассказал "Стране", что Сус считался одним из лучших специалистов надзорного ведомства в сфере раскрытия экономических преступлений.
"Это высококлассный юрист и опытный прокурор", - говорит он.
Сторонние наблюдатели признают, что Сусу действительно поручались самые щепетильные и довольно сложные дела. Но у практически каждого резонансного производства было двойное дно. За ними угадывался интерес первых лиц государства.
Спец по угледоводородам
В частности, он занимался расследованием уголовных дел, касающихся компании "Нефтегаздобыча" и похищения ее экс-руководителя Олега Семинского. По расхожему мнению, многие действия в этих производствах Дмитрия Николаевича были направлены на достижение личной выгоды Петром Порошенко. Который в своей время владел акциями "Нефтегаздобычы", но под давлением вынужден был их уступить. Уже после избрания на пост президента Петр Алексеевич якобы затребовал финансовой компенсации от нынешнего владельца компании Рината Ахметова.
Собственно, чтобы владелец SCM и думал быстрее, прокуроры из департамента Суса и он лично с 2015 года активно "кошмарили" "Нефтегаздобычу". Добиваясь среди прочего арестов ее счетов, акций, скважин и продукции.
"Первый блин" Суса едва не вышел комом. Поговаривают, что благодаря влиянию структур Ахметова на Апелляционный суд Киева, многие усилия надзорников проходили даром. В итоге ситуация с "Нефтегаздобычей" напоминала замкнутый круг. Сначала наложенные по ходатайству прокуроров судами первой инстанции аресты снимались в "аппеляшке", но через некоторое время компанию вновь пытались сковать судебными санкциями.
По одной из версий, для разрешения этого "гордиева узла" в ГПУ два года назад и перешли к зачистке неугодного руководства Апелляционного суда столицы. Обыском его главы Антона Чернушенко, впоследствии сбежавшего из Украины и пытавшегося активно разоблачать коррупционные деяния Порошенко, руководил как раз Дмитрий Сус. Этот "шмон" у судьи, подозреваемого в коррупции, случился как раз в тот день, когда на Соломенской было запланировано очередное судебное заседание по делу "Нефтегаздобычи".
Еще одно громкое экономическое дело, которое курировал Сус, также касалась углеводородов. На протяжении трех лет прокурор сопровождал уголовные производства, касавшиеся группы компаний Burisma, входящей в орбиту влияния экс-министра экологии времен Януковича Николая Злочевского.
Здесь надзорник также регулярно вносил ходатайства, следствием которых должна была явиться блокировка работы структурных подразделений холдинга. Вскоре после потепления отношений Злочевского с нынешней властью эти санкции были сняты через суды второй инстанции, а возбужденные дела - закрыты.
В ряде случаев Сус даже не являлся в храм Фемиды на рассмотрение соответствующих тяжб, передавая заявления о своем непротивлении действиям истцов из Burisma. Сегодня у ГПУ нет никаких претензий к деятельности этой компании, где в партнерах Злочевского ходит сын бывшего вице-президента США Хантер Байден.
Начало заката карьеры совпало с уходом Шокина
В феврале 2016 года, когда стало ясно, что до отставки Виктора Шокина с поста генпрокурора остались считанные дни (хотя в конечном счете эта эпопея растянулась почти на три месяца), Сус получил знаковое повышение. Он занял должность замначальника новосозданного Департамента по расследованию и надзору в уголовных производствах в сферах госслужбы и собственности.
Оппоненты приклеили этой структуре звонкое название, указывающее на бенефициаров подразделения ГПУ - "Департамент Кононенко-Грановского" (по фамилиям представителей ближайшего окружения президента - парламентариев Александра Грановского и Игоря Кононенко). Период работы в нем Суса стал пиком в официальной карьере прокурора.
С приходом в ГПУ Юрия Луценко котировки акций хмельницкого прокурора постепенно начали падать. Де-факто он оставался в прежних полномочиях на посту замначальника Департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики (в такую структуру был преобразован "Департамент Кононенко-Грановского" при этом не утратив свою специфику рода деятельности), но сам Дмитрий Николаевич стал объектом расследований журналистов и фигурантом разработки НАБУ.
Самым известным из них стала скандальная история с иномаркой за 900 тыс. грн. За рулем этого авто заметили Суса, но выяснилось - элитная Audi Q7 записана на его пожилую бабушку. В полемике в соцсетях Дмитрий Николаевич не скрывал, что имеет отношение к этому авто, но накопил на его покупку деньги абсолютно легально.
Источник: facebook.com
В ходе служебной проверки ГПУ надзорник занял другую позицию - он утверждал, что не задекларировал машину из-за якобы непонимания им юридического толкования термина "право пользования".
Когда же журналисты попытались пообщаться с его бабушкой-автолюбительницей, старушку спешно вывезли из Хмельницкого. Пропала и пресловутая Audi - в правоохранительные органы было подано заявление об угоне скандальной машины надзорника (сегодня эта машина арестована по решению суда)
На гребне публичного осуждения действий Суса "антикоррупционерами" новый генпрокурор Юрий Луценко вынужден был уступить их давлению. Так началась эпопея с поэтапным выдавливанием юриста с административных должностей в ГПУ.
"Если прокурор... утверждает, что не имеет автомобилей, но ежедневно приезжает на работу на Audi последней модели, этот факт мы должны знать, чтобы провести проверку и в установленном законом порядке уволить такого работника из органов прокуратуры", - анонсировал Луценко в момент своего прихода к должности.
Низложение Суса растянулось почти на год. Согласно расхожему мнению, за него вступились его покровители во власти. Один из нардепов из президентского окружения Александр Грановский, которому приписывают статус "смотрящего" за судами и органами прокуратуры от власти, не нашел возможности ответить на вопросы "Страны" о своем отношении к истории прокурора Суса и его нынешним неприятностям.
Но о том, что "опала" Дмитрия Николаевича была скорее показной, нежели фактической, отражено документально. По официальной линии он получил лишь выговор за "нарушение порядка подачи декларации" и предоставление недостоверных сведений в анкете добропорядочности прокуроров.
Затем прокурора пытались "спрятать" в недрах запутанной структуры Генпрокуратуры. Так в ноябре 2016 года Сус был уволен с админдолжности в "Департаменте Кононенко-Грановского", и переведен на должность "важняка" Главного следственного управления ГПУ.
Лишь в апреле 2017 года он был уволен. Сегодня Сус оспаривает этот приказ генпрокурора, настаивая на его отмене. Слушания по этому делу продолжаются, наряду с его разбирательствами с НАБУ.
Кто точил "зуб" на Суса?
Интересно, что первое открытое Бюро уголовное производство в отношении Суса датировано апрелем 2016 года. Собеседники "Страны" из числа высокопоставленных прокуроров времен Шокина утверждают, "заЕРДРирили" Дмитрия Николаевича в отместку за его активность по отношению к двум экс-замам главы ГПУ, покинувшим Резницкую до этого.
Во-первых, 11 апреля 2016 года именно Сус зачитывал текст уведомления о подозрении Виталию Касько у стен театра им. Ивана Франко. Дело касалось квартирного скандала, в который угодил бывший заместитель генпрокурора. Разбирательства в этой истории все еще продолжаются.
Во-вторых, 30 марта 2016 года Сус вызвал на допрос еще одного экс-зама генпрокурора - Давида Сакварелидзе. Общение бывших коллег касалось истории с хищением $2 млн. грантовых денег, выделенных на реформу Генпрокуратуры.
С подачи Юрия Луценко этот скандал давно замяли, но "зуб на Суса" у Касько и Сакварелидзе имеется до сих пор. По крайней мере об этом открыто говорит тот же Владислав Куценко. И намекает, что орудием их мести надзорнику и стали регулярные атаки на Суса по линии НАБУ, заместителем главы которого до сих пор является член грузинской команды Углава.
По данным "Страны", корни взаимной неприязни между Сакварелидзе и Касько с одной стороны, и Сусом - с другой, восходят еще к событиям лета 2015 года. Водоразделом выступило дело так называемых "бриллиантовых прокуроров".
Два года назад именно Дмитрий Николаевич вносил в ЕРДР материалы производства в отношении следственной группы прокуроров и СБУ, якобы уличенных в фальсификации дела "драгоценных" надзорников. Этот шаг был подвергнут резкой критике со стороны антикоррупционных активистов и ряда СМИ. Считалось, что таким образом ГПУ пытается застопорить ход расследования громкого дела.
В конечном счете Сусу, который настаивал на том, что в материалы следствия по бриллиантовым прокурорам внесли "липу", пришлось отступить.
"Отыграться" он сумел через полтора года. Тогда именно "Департамент Кононенко-Грановского", замом руководителя которого и был Дмитрий Николаевич, проверял подлинность заявления Сакварелидзе о якобы имевшей место на старте его прокурорской карьеры в Украине попытки подкупа за $10 млн. Версия батоно Давида о некоем "Виталике" из Ботанического сада, который предлагал эту взятку, не нашла никакого подтверждения. И стала объектом мемов в соцсетях.
Послевкусие августовской войны НАБУ и ГПУ
Еще больше обсуждалась пользователями история, случившаяся прошлым летом между сотрудниками ГПУ и НАБУ. Детективов Бюро "прокурорские" уличили в осуществлении негласных следственно-розыскных действий за сотрудниками "Департамента Кононенко-Грановского". Те, в свою очередь, "пленили" внештатников НАБУ, отбивать которых приехал спецназ. Завязалась потасовка, в ходе которой досталось и Сусу, за которым собственно и следили подчиненные Артема Сытника.
Дмитрий Сус постфактум прокурорской драки в августе 2016 года. Источник: nv.ua
Как утверждает "Цензор.нет" тогда следили не только за прокурором. Якобы у НАБУ и ГПУ существовал "взаимный интерес" друг к другу. И параллельно с НСРД в отношении Суса его агент "вел" Сакварелидзе и записал несколько разговором между бывшим зама генпрокурора и его земляком - первым заместителем директора НАБУ Гизо Углавой.
Эти сведения так и не были рассекречены, но устройство, на которое производилась фиксация "грузинских диалогов", было изъято в ходе обыска у Суса в ноябре прошлого года. Его возврата Дмитрий Николаевич также добивается в судебном порядке. Вместе с этим он утверждает, что на служителей Фемиды, рассматривающих этот вопрос, оказывается давление все тем же Углавой. Который де-факто работает в интересах группы лиц, в которую входят как Касько, так и Сакварелидзе.
Почему судьба Суса станет важным сигналом для политикума
Очередное заседание по делу о возврате конфискованных у Суса автомобиля и телефона должно было состояться вчера. Но было перенесено, с учетом задержания экс-прокурора.
Очевидно, что с учетом возникших проблем у Дмитрия Николаевича вопрос с его машиной и "мобилой" на сегодня не является главенствующим для бывшего надзорника. Сегодня суд будет рассматривать вопрос об избрании ему лично меры пресечения. В САП уже заявили, что будут настаивать на аресте с альтернативой залога.
Собеседник "Страны" из числа бывших высокопоставленных прокуроров утверждает, что по результатам этого рассмотрения и итогов потенциальной апелляции на решение суда первой инстанции и можно будет понять, продолжают ли содействовать Сусу его покровители из окружения Порошенко. "Тогда и станет ясно, бросили они его, или нет", - говорит наш собеседник.
Бывший замглавы АП Андрей Портнов рассуждает в схожем направлении. По его словам, судьба очередного попутчика Банковой в решении щепетильных вопросов может иметь далеко идущие последствия на политические процессы в Украине.
Он допускает, что Сус может пополнить плеяду "слитых" экс-партнеров президентской команды, в перечень которых входят целый ряд чиновников первого ранга и управленцев средней руки.
Источник: facebook.com/portnov.andrey.ukraine
"Все, кто работает на президента, в конечном итоге оказываются либо в эмиграции, либо под стражей, либо на медицинской кушетке при избрании меры пресечения, либо уволенными прямо из реанимации, либо с согласием парламента на привлечение к уголовной ответственности", - делает прогноз Портнов на своей странице в Facebook.