Как Квиташвили перешел дорогу производителям лекарств
Нынешние реформы могут либо вывести украинскую медицину на новый цивилизованный европейский уровень, либо поменяется обвертка, а суть останется старой.
«Трудно найти отрасль, где ситуация была бы столь вопиюще проблемной, такой запущенной и настолько коррумпированной. Национальная система здравоохранения превратилась в национальную катастрофу». С этими словами президента Украины Петра Порошенко сложно спорить. Система здравоохранения закостенела годами, обросла далеко не лучшими традициями. Под видом бесплатной помощи населению, она превратилась в вотчину, приносящую миллионные прибыли. Главное - успеть стать у нужного руля.
Но нынешние реформы могут либо вывести украинскую медицину на новый цивилизованный европейский уровень, либо поменяется обвертка, а суть останется старой. И президент Петр Порошенко, и министр здравоохранения Александр Квиташвили ратуют за первый вариант. Один из ключевых шагов на этом пути - выбор нового председателя Государственной службы Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками. На это кресло есть несколько претендентов, идет конкуренция, и уже начинается компания по дискредитации самого отбора. Например, с резкой критикой выступили представители Ассоциации производителей лекарств Украины (АПЛУ), обвинившие Минздрав в субъективном подходе к процессу отбора кандидатов. И это при том, что министерство охотно пошло на встречу общественности и провело открытый отбор кандидатов на должность председателя Гослекслужбы. Недовольство Ассоциации можно понять — на кону большие деньги: государственные закупки лекарств. А их можно купить как у отечественного производителя, так и привезти из-за рубежа. Кому как выгодней. Отстаивая свои интересы, Ассоциация производителей не в первый раз критикует Минздрав.
Например в марте фармацевты громогласно заявляли об угрозе дефицита лекарств в аптеках. Дескать заблокирована регистрация препаратов и они исчезают с прилавков. Хотя министр здравоохранения Александр Квиташвили регулярно сообщал о том, что рассмотрение регистрации идет в штатном порядке, о чем на сайте Минздрава опубликованы соответствующие приказы. Тут же родилась новая версия событий — документы подписаны задним числом. Но уже тогда аналитики предположили: причиной конфликта стало решение Квиташвили отказаться от тендерных процедур госзакупок и передать снабжение государственных учреждений лекарствами структурам ВОЗ и детскому фонду ООН (UNISEF). Эти структуры благодаря большим объёмам закупок получают у международных концернов существенные скидки и предлагают гораздо более низкие цены, чем локальные производители. Тогда же в марте СМИ подсчитали, что передача госзакупок глобальным структурам означает для украинских фармпроизводителей потерю рынка объёмом порядка 2 миллиардов гривен в год. За такие деньги можно найти недостатки у самого честнейшего человека, а Квиташвили наступил на больную мозоль фармацевтов. Он предлагал новую редакцию закона «О лекарственных средствах», не учитывающую поправки, которые фармбизнес "протаскивал" в действующий закон путём многолетних лоббистских усилий.
Окончание мартовского скандала, возможно объяснит возникновение нынешнего. Тогда фармацевты вдруг сменили гнев на министра на милость. Кабмин посулил производителям, кроме всего прочего отменить референтное ценообразование (по сути — государственный контроль максимально допустимых розничных цен) для препаратов, которые закупаются за бюджетные средства. А ведь референтное ценообразование существенно сдерживало рост цен на некоторые группы лекарств — например, для диабетиков и гипертоников.
Также Кабинет министров отменил обязательную (каждые пять лет) перерегистрацию лекарств. Ее проходили даже проверенные годами аспирин или анальгин. В общем, до какого-то момента министр Квиташвили стал если не «хорошим», то вполне «терпимым.» И вдруг фармацевты раздувают новый скандал из-за якобы недостаточно открытого отбора главы Гослекслужбы. Ассоциация производителей лекарств ставит министру в вину, кроме всего прочего то что он, по их мнению, «не достаточно долго говорил с кандидатами». «Минздрав повысил темп проведения собеседований с кандидатами, уделяя каждому не более 10 минут времени", - негодуют в АПЛУ. Впрочем, эксперты предполагают - это недовольство может быть связано с тем, что Ассоциация старается протолкнуть своего кандидата на должность и пытается в очередной раз публично давить на Министерство. Но публичность - оружие двоякое. Вот что писали СМИ о председателе Ассоциации производителей лекарств Петре Багрии. «Еще в конце 2013 г. «Центр противодействия коррупции» презентовал аналитический отчет «Кто зарабатывает на эпидемиях ВИЧ/СПИДа и туберкулеза в Украине». Среди победителей тендеров на АРТ-препараты 19,4% закупок выиграли компании ООО «Укрпостач», ООО «СкайФарм» и ООО «Фармадис» на сумму 48 млн грн. Эти же компании получили почти половину (47%) средств, потраченных государством на закупку противотуберкулезных препаратов общей суммой 51 млн грн. Результаты расследования экспертов ЦПК дают основание допускать, что контроль над этими фирмами сводится к одному лицу – Петру Багрию», – писали «Наші гроші». Издание отмечало, что предприятия Багрия фигурируют и в скандальном отчете, 2008 года, подготовленным депутатом Валерием Коновалюком . В документе описано, как в 2005-2007 гг. махинации поставщиков привели к тому, что цены на противотуберкулезные препараты были завышены, в среднем, в 2-3 раза, а в некоторых случаях – в 22 раза, если сравнивать с соседними с Украиной странами». Стоит ли после всего удивляться, что в украинские аптеки просто страшно заходить. Даже президент Украины признал «ценники в аптеках напоминают ценники в ювелирных магазинах». Поэтому он без колебаний подписал закон, предусматривающий госзакупки лекарств с участием международных организаций. «Это будет мощный удар по фармакологической мафии», – заявил Порошенко.
Сколько же еще понадобиться таких ударов, чтобы на нашем здоровье перестали откровенно наживаться?