17:59 / 16.04.2015 Политика

Только экономический крах России может спасти Украину от дальнейшей эскалации конфликта - мнение

Пока Путин имеет возможность сохранять за собой контроль над Донбассом – он будет его сохранять.

Президент Франции Франсуа Олланд хочет оживить минский мирный процесс. Для этого он собирается предпринять некие совместные усилия вместе с федеральным канцлером Ангелой Меркель, а затем встретиться в Париже с президентом Петром Порошенко. Удивительно, что в этом списке контактов французского президента нет его российского коллеги – хотя без его участия никакого выполнения минского мирного плана как-то не просматривается, уверен известный журналист Виталий Портников.

Именно поэтому пока что минский процесс выглядит исключительно процессом "умиротворения" Владимира Путина, проще говоря – процессом прекращения огня. Все следующие этапы минских договоренностей упираются в очевидное нежелание России уходить с Донбасса. Более того, саму суть этих соглашений стороны трактуют совершенно по-разному. Для Украины и европейцев процесс реинтеграции возможен только после окончательного отвода вооружений, вывода российских войск и их наемников и проведения на Донбассе честных конкурентных выборов под международным контролем. А для России процесс реинтеграции возможен только при условии изменения конституционного строя Украины, фактического признания ею "государственности" "ДНР" и "ЛНР" и отказа от европейской и евроатлантической интеграции. И вот тогда уже возможно разоружение наемников и выведение российских войск – хотя, возможно, их и не придется выводить, потому что они будут объявлены вполне легальной "армией ДНР в составе Украины".

Можно ли при таком диаметрально противоположном отношении к происходящему достичь хотя бы какого-то реального компромисса? Это – риторический вопрос. Пока Путин имеет возможность сохранять за собой контроль над оккупированными территориями – он будет его сохранять. Единственное, что может заставить его уйти – это ухудшающаяся экономическая ситуация в самой России и угрозы для существования клептократического режима. И определенным показателем, который говорит о возможности такого ухода, являются постоянные попытки России возложить на Украину ответственность за экономическую и финансовую стабильность на оккупированных территориях. А это – свидетельство того, что денег не хватает, в противном случае Путин воспользовался бы возможностью продемонстрировать свою "щедрость" и украинскую "скаредность".

Но утверждать, что он быстро уберется – или то, что не развяжет новую войну – не станет сегодня даже очень большой оптимист. Именно поэтому главной задачей архитекторов минских соглашений оказывается вовсе не их воплощение в жизнь – без России этого все равно не сделать – а сохранение режима санкций. Демонстрация стремления европейских стран и Киева выполнять соглашения на фоне российского саботажа – великолепня возможность потуже затянуть петлю на шее российской экономики. Потому что эта демонстрация выбивает козыри из рук пророссийской клаки в ЕС – не случайно многие ее представители уже говорят, что не будут ставить под сомнение европейское единство, хотя с санкциями не согласны.

Так что контакты Олланда, Меркель и Порошенко пока что выглядят исключительно поисками путей того, как сделать прекращение огня окончательным и предотвратить новую войну – пока что никаких других возможностей деэскалации не просматривается.