Следующий этап активизации Путина будет весной, в начале марта
Сегодня главный инструмент воздействия на Украину со стороны России не вооруженные инструменты, а дестабилизация ситуации на востоке.
Изменился ли курс российской политики по отношению к Украине и каковы планы президента РФ Владимира Путина относительно "Новороссии", украинские эксперты рассказали изданию "Гордон".
Украинский дипломат, эксперт по вопросам международной политики Александр Чалый:
"Путин дает четкие сигналы на Запад и в Киев, что он не видит "ДНР" и "ЛНР" самостоятельными юридическими субъектами как Абхазия. Он четко дает понять, что ни в коем случае он не рассматривает их, как возможную часть Российской Федерации, как это имело место с Крымом. Такие сигналы очень четкие и сегодня есть понимание, что это – его реальная позиция на Западе. Я думаю, в Киеве это тоже понимают. Почему он так поступает? Любые действия, которые бы приводили к дальнейшей эскалации конфликта с точки зрения отторжения этих частей Украины от Украины, четко связаны с усилением санкций против России. Для России это неблагоприятный сценарий, тем более, что в феврале заканчивается год с момента принятия санкций и их анализа на предмет отменять их или не отменять. Для России важно, чтобы в этот период не произошло никаких негативных тенденций развития.
Сегодня в "ЛНР" и "ДНР" мы подходим к очень глубокой гуманитарной катастрофе и, конечно, кто-то должен за это ответить. Эти территории – очень горячий уголек, и все его перебрасывают из рук в руки, потому что рано или поздно и глобальный мир, и народ Украины, и народ России, и европейские народы поставят вопрос о том, кто будет нести ответственность за катастрофу, которая надвигается на регион. Путин дает четкие сигналы, что это часть Украины и поэтому он никакой ответственности за то, что там происходит в гуманитарном плане, на себя брать не хочет. Этим объясняется позиция Российской Федерации, они очень четко артикулируют, что это ни в коем случае не будущая часть территории России и ни в коем случае они не хотят признавать за ними тот статус, который они признали за Абхазией и за Осетией.
Ситуация состоит в том, что, если одна Украина окажется ответственна за преодоление гуманитарной катастрофы, за дальнейшую реконструкцию и восстановление этих регионов, это значительной мерой будет подрывать социально-экономическую ситуацию как в регионе, так и во всей Украине. И этот момент также срабатывает. Сегодня главный инструмент воздействия на Украину со стороны России не вооруженные инструменты, а дестабилизация ситуации на востоке, которая расшатывает ситуацию во всей Украине и может привести к социально-экономическому кризису. В этом плане для России было бы важно, чтобы Украина как можно больше, финансовых, социальных и других ресурсов вкладывала в данный регион".
Председатель Службы внешней разведки Украины в 2005–2010 годах, генерал армии Николай Маломуж:
"Путин провел этап, который планировал ранее, чтобы создать на нашей территории соответствующее автономное образование по старому сценарию. Фактически он создал зону большой дестабилизации, зону постоянного влияния на Украину и ему на этом этапе этого достаточно. Реализация большого сценария не будет эффективной ни в военном, ни в политическом плане, ни на уровне проведения специальных операций. России в этом будет больше минусов, чем плюсов.
В этой ситуации российские спецслужбы со своим видением вышли на формат консервации отношений и проведения локальных операций по дестабилизации в зимний период. Внешне это будет выглядеть будто он сформирует позицию мира, и она фактически будет сформулирована через каналы контактной группы. А на международном уровне пойдет, что Путин не прямой, но участник большого проекта, вместе с ЕС и США по содействию в урегулировании этого конфликта.
Но конфликт будет не урегулирован, а законсервирован. Путин добился первой фазы – он провел выборы и легитимировал "ДНР" и "ЛНР". Содействовать каким-то образом тому, чтобы они были в составе Украины, он не будет, но и не будет признавать их независимыми территориями. Внешне они вроде бы еще в Украине, но фактически у них независимый статус. Будет происходить так, как он и предвидел. По его плану Украина должна их определить как федеральные структуры, автономные республики и договориться о полностью автономном статусе этих регионов и таким способом регулировать их в боевом плане.
Четко и однозначно, что следующий этап активизации Путина будет весной, в начале марта. В Украине в целом будет дестабилизирована ситуация. Экономически и социально будут страдать все слои населения, особенно южного региона. Люди начнут выступать, в том числе и в Киеве. Это будет хорошим поводом для дестабилизации, изменения руководства Украины. Этот сценарий более глобальный, он предвидится приблизительно с марта, когда люди уже почувствуют чрезвычайно сложную экономическую ситуацию.
Аналитики России рассчитывают, что ситуация идет к этому, и новое правительство нацелено на резкое снижение социальных стандартов, повышение всех тарифов на энергоресурсы и на все остальное. Соответственно, это будет новый взрыв. Это более перспективный проект, чем вести прямые боевые действия по широкому фронту. В дальнейших действиях они будут полагаться на большой социальный протест, в первую очередь на экономико-социальной базе, учитывая, что это более мощная внутренняя база. А внешнее влияние будет только оперативным, информационным, организационным, а не прямым, когда можно обвинить Россию".
Украинский дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, советник главы СБУ Маркиян Лубкивский:
"Так называемые "Новороссиия", "ДНР" и "ЛНР" – это незаконные формирования, и мы никогда их не рассматривали в качестве каких-либо субъектов. Это наши территории, это Донецкая и Луганская области.
Было бы у Путина желание изменить конфликт на востоке и агрессию против Украины – была бы перекрыта граница. Симптомом того, что Путин собирается втиснуть "Новороссию" назад, было бы закрытие границ. Пока что этого не наблюдается. И, конечно, они способствовали бы возвращению в Украину всех, кого незаконно удерживают бандформирования на востоке.
Украина придерживалась принципов перемирия и дня тишины, но беда в том, что боевики не соблюдают ни перемирия, ни тишины. В этом самая большая проблема. С нашей стороны, даже в условиях жесткой критики за попытки соблюдения перемирия, Украина четко свои обязательства выполняет. Я всегда занимал довольно скептическую позицию по поводу договороспособности боевиков "ДНР" и "ЛНР", поэтому я не верю ни в день, ни в неделю тишины.
Для нас понятно, что все эти теракты или диверсии, которые происходят на территории Украины руководствуются и координируются из Кремля. Цель очень проста – дестабилизировать ситуацию в Украине, посеять панику, страх, неуверенность среди людей и, соответственно, повернуть людей против легитимной власти, расшатать ситуацию в тех областях, которые по каким-то оценкам или наработкам кремлевских аналитиков являются пророссийскими.
Россия пытается дестабилизировать Харьковскую и Одесскую области. Но есть и попытки пойти дальше: Закарпатье, Черновцы и т.д. Это система, которая очень четко координируется. Согласовывается линия атаки, линия нападения. Это специально делается для того, чтобы из Украины сделать территорию страха. Там взрыв, там взрыв …".