09:15 / 05.09.2014 Политика

В Украине – новая война

Политики сошлись в схватке за влияние на генералитет

Эта властная команда может стать последней в Украине гражданской, потому что, по степени влияния на народ политикам в спину дышат военные. И даже, можно сказать, опережают. Во всяком случае, закрытое заседание Верховной Рады стало показательным в схватке за влияние на «силовиков», которые, по законам жанра, могут и подыграть, но неизбежно выйдут на первые позиции.

Почему? Просто потому, что «человек с ружье» куда убедительнее чем без него. И Верховная Рада серьезно нацелилась на то, чтобы, если не вооружиться, то, хотя бы, влиять на тех, кто вооружен. Однако провал закрытого заседания парламента показал, что «силовики» не слишком расположены играть в такие игры. Во всяком случае, не в качестве статистов.

А заседание действительно пошло не так, как предполагалось инициаторам. Напомню, что с инициативой о его проведении выступил председатель парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Владимир Литвин. Для широты охвата, он предложил включить в перечень вопросов финансы и энергетику, то есть, выдернуть в зал премьер-министра. Отсутствие руководителей силовых структур стало наглядной демонстрацией того, как относятся «силовики» к попыткам отдельных политсил взять их под защиту либо нагнать на них страху. Так, не удалось хотя бы подступиться к ротации министра обороны, поскольку, кандидатуры нет. «На данный момент, в зале нет представления о том, кто бы мог занять этот пост», - откровенничал в кулуарах Олег Тягнибок. В то же время, анонсированные президентом широкие ротации в силовом блоке пока что ограничились увольнением замминистра обороны и кадровыми решениями помельче.

Теперь допустим, что «силовики», в индивидуальном порядке, готовы согласиться на участие в политических играх или, что куда вероятнее, будут невольно втянуты в них. Рано или поздно, они захотят выйти на первые роли. С учетом тенденции перехода АТО в затяжной, но кровопролитный, конфликт, вопрос мира будет становиться все острее и острее, так что, военные будут восприниматься как герои. Если, конечно, добьются мира. Куда важнее то, что они же в любой момент могут сорвать хрупкий мир. Достаточно всего одного выстрела. С учетом добровольческих батальонов и полулегальных вооруженных отрядов, возможности в этом смысле широчайшие.    

Судя по всему, ведущие украинские политики начинают мало-помалу это осознавать. И думать о том, как сосуществовать с новой мощной силой. Упорное нежелание Петра Порошенко вводить военное положение отчасти можно объяснить опасением стремительного укрепления влияния военных. Это, кстати, неизбежно приведет к увеличению объемов финансирования армии, что сулит обескровливание бюджета и обратную зависимость правительства от аппетитов военных. Поскольку в военной среде лидера нет (пока что), новую силу реально остановить. Энергия военных, напомню, рискующих жизнью в зоне АТО, может быть перенаправлена и, в этом смысле, разговоры о мобилизации милиционеров, помимо того, что идея имеет резон, выглядят как подготовка схватки между военными и милицией за внутренние войска. Иными словами, как раскол силового блока, который и так неоднороден и противоречив.

Верховная Рада, не получив в качестве спикеров на закрытое заседание руководителей силовых ведомств, ощутила сие как щелчок по носу. И спешно создала ВСК по Иловайску. Судя по энтузиазму, с которым фракции откликнулись на идею, перспектива вскрыть чудовищную коррупцию и обличить преступную халатность греет душу всем политикам. Частично дискредитировав «силовиков», можно вернуться к привычным политическим игрищам. Разумеется, в планах у радикальной части депкорпуса – введение военного положения, чтобы усилить позиции именно армии (в противовес набирающим силу СБУ и МВД), а также внеблоковость Украины. Привязав генералитет к НАТО, можно спокойно воевать за влияние на него, не переживая, что генералы утратят влияние. Пока что, спикер Александр Турчинов как может пресекает такие поползновения. Понятно, что, если у большинства таких инициатив идейный вдохновитель - Юлия Тимошенко, будет сложно управиться с ней в новом парламенте, куда леди Ю, несомненно, прорвется. В связи с этим, у Петра Порошенко проблема: либо ярко выступить на досрочных выборах, победить и с точкой наблюдать, как Тимошенко по крупице нивелирует эту победу в парламенте, либо, в свою очередь, отодвинуть досрочные выборы во времени. Как ни странно, на закрытом заседании парламента почему-то не было и речи о финансировании этих самых выборов, хотя это стратегический вопрос. Можно предположить, что сейчас для всех главное – влияние на «силовиков», чтобы самим стать миротворцами. От времени достижения реального мира в зоне АТО, видимо, будет зависеть и дата выборов.