В Украине без участия Москвы не будет мира, - мнение
Одна из противоборствующих сторон должна пойти навстречу другой и начать диалог
Для того чтобы восстановить мир, иногда достаточно сделать первый шаг. Одна из противоборствующих сторон должна пойти навстречу другой и начать диалог. Но для этого в политическом разрешении конфликта должны быть заинтересованы все, кто в него вовлечен. На востоке Украины такой заинтересованности нет.
Новый украинский президент Петр Порошенко - единственный, кто в настоящий момент готов сделать тот самый первый шаг. Несмотря на то, что украинский лидер исключает диалог с вооруженными сепаратистами, он в одностороннем порядке прекратил боевые действия, чтобы остановить кровопролитие в восточноукраинских регионах. Да и с кем ему вести переговоры по воплощению в жизнь мирного плана, если среди представителей милитаристских сил, приведших регион к войне, к диалогу никто не готов? Лидеры этих групп объявили, что не намерены складывать оружие и диалог вести не желают. Россия, которая уже в течение нескольких недель выступает в роли адвоката незаконных формирований на востоке Украины, тоже критикует мирный план.
Таким образом, у инициативы Порошенко нет шансов быть реализованным. А ведь в его плане есть пункты, которые действительно могли бы способствовать восстановлению мира на Украине. Если бы незаконные военизированные формирования на востоке страны сдали оружие, они смогли бы беспрепятственно уйти. Наказания избежали бы все боевики, не совершившие тяжких преступлений. Это также касается многочисленных наемников и партизан из России, участвующих в боях.
План Порошенко - это прежде всего политическая концепция для востока Украины. Киев намерен делегировать ответственность и таким способом укрепить полномочия регионов, в том числе и восточноукраинских. Демократические выборы - и в местные органы власти, и в парламент - должны проходить во всех регионах страны. На востоке Украины Порошенко обещает создать новые рабочие места. Начало восстановления разрушенной в ходе боевых действий инфраструктуры в Донецкой и Луганской областях запланировано на ближайшее время.
Однако какая польза от всех этих планов, если боевиков не интересуют ни политические, ни экономические перспективы региона? Тысячи из них прибыли на Украину из России, нелегально перейдя границу. И хотя Кремль этого подтверждать не желает, фотографии иностранных наемников, позирующих журналистам из разных стран, облетели весь мир. Эти люди - не местные повстанцы, борющиеся за свои права. Они приехали на Украину, чтобы дестабилизировать обстановку.
На представителей этих сил не производят впечатления мирные планы, над которыми работает Киев. На них может повлиять только Кремль, так как они связаны непосредственно с ним. Москва могла бы помочь укрепить российско-украинскую границу, как это запланировал Порошенко, чтобы предотвратить проникновение на Украину боевиков с тяжелым вооружением. Однако российские власти не спешат этого делать. Вместо этого на границе стоят тысячи российских солдат, которые в любой момент могут вторгнуться на Украину, стоит лишь Кремлю отдать соответствующее распоряжение. Более того, уже на следующий день после объявления Порошенко одностороннего прекращения боевых действий Путин приказывает привести в полную боевую готовность войска Центрального военного округа. Вот таков он, российский ответ на украинский мирный план.
Путин и другие ведущие российские политики цинично обвиняют украинское руководство в неготовности к миру. Однако сами они для мира не делают ничего. Да, Путин говорит по телефону с Порошенко. Он даже беседует о политических способах выхода из кризиса с канцлером Германии Ангелой Меркель и французским президентом Франсуа Олландом. Но этим все и заканчивается.
Мирный план Порошенко - правильный шаг. Однако без поддержки России он не будет успешным. Войну можно окончить, когда все ее участники готовы к политическому разрешению конфликта. Но в данном случае это не так.
Бернд Йоханн, руководитель украинской редакции Deutsche Welle