Верховная Рада сегодня или закипит, или расколется
Повестка дня пленарного заседания предоставляет широкие возможности для драк и примирений
В обстановке строгой секретности
Сегодня в парламенте ожидается бурный пленарный день, пикантности которому добавил тот факт, что накануне парламентарии, вопреки обыкновению, совещались в закрытом режиме. Мероприятие называлось «встречей руководства парламента и лидеров фракций». За подобными эвфемизмами обычно скрываются консультации, когда участники переговоров не желают «светить» предмет торгов и не уверены в достижении хоть какого-то результата.
Так что, не зря это совещание лидеры фракций и руководство парламента предпочли провести без лишних свидетелей. И. о. председателя фракции «Батьківщина» Сергей Соболев на брифинге по итогам «встречи» заявил, что парламентская оппозиция отказалась голосовать за законопроект об амнистии участников акций протеста на Юго-Востоке страны. Парламентарий не скрывал эмоций, поскольку, «этот проект зеркальный» тому, который был принят в отношении участников акций на Майдане. Более того, вновь всплыл проект Меморандума согласия, хотя, накануне Пасхи, текст документа, так и не одобренный Партией регионов и КПУ, был озвучен спикером и премьером как Пасхальное обращение. Парламентское большинство решило еще раз согласовать уже озвученный текст Меморандума. Но «сегодняшнее обсуждение показало, что, к сожалению, по состоянию на сейчас тот меморандум, который был озвучен по поручению фракций большинства премьер-министром и исполняющим обязанности Президента, фактически не имеет поддержки со стороны «регионалов» и коммунистов».
Со своей стороны, лидер фракции КПУ Петр Симоненко в комментарии журналистам представил ситуацию несколько иначе. По его версии, это «коалиция отказалась рассматривать» вопрос об амнистии. «Потом они заявят, что Партия регионов и коммунисты отказались. А на самом деле, они не включили в повестку дня». Более того, по словам главного парламентского коммуниста, Александр Турчинов дал понять, что, поскольку на Юго-Востоке есть жертвы, амнистии быть не может. Появился и новый нюанс: проект меморандума ответственности за развитие событий в стране, который руководство парламента и коалиция отказались подписать.
В сухом остатке: есть два варианта меморандума (согласия от коалиции и ответственности от оппозиции), неясная ситуация с амнистией и – крайне странная повестка дня.
Заседание пройдет в кулуарах
То, что консультации провалились, еще не значит, что сегодня утром они не возобновятся. Поэтому стоит ожидать, что утреннее парламентское пленарное заседание либо начнется с опозданием, либо будет прерываться бесконечными внеочередными перерывами.
Впрочем, и без консультаций поводов для блокирования работы ВР в повестке дня предостаточно. Сама повестка (электронный вариант по состоянию на поздний вечер среды, 23 апреля) напоминает слоеный пирог, где начинка нейтральная, а покрытие «острое». В качестве разогревающих сегодня вполне могут выступить внефракционный Олег Ляшко и лидер фракции «Свобода» Олег Тягнибок.
Сразу два проекта Олега Ляшко указаны как предлагаемые для включения в повестку дня. В одном речь идет о введении санкций относительно лиц, причастных к оккупации и аннексии АР Крым и города Севастополя. Это депутаты крымского парламента и российской Госдумы, лично Президент РФ, премьер РФ и все министры и другие должностные лица России, военнослужащие и госслужащие, которые предали государство, в том числе, получив назначения «в порядке, не предусмотренном украинским законодательством», физлица-иностранцы, которые публично поддержали действия РФ в Крыму, а также те, кто хоть как-то способствовал вышеуказанным лицам. Всем им грозит запрет въезда на территорию Украины, «замораживание» имущества и счетов, недопуск к участию в тендерах на госзакупки.
Второй законопроект предлагает откорректировать статью 110 Уголовного кодекса Украины в части усиления ответственности за незаконное размещение символов других государств. За такое преступление, однако, срок повышается с «до трех лет» до «от двух до трех лет». Проект в названии грозен, но не в содержании.
Тем не менее, легко предугадать, как на подобные инициативы отреагирует парламентская оппозиция.
Проект постановления Олега Тягнибока об обращении ВР в Совет Европы более прозаичен и является лишь предложением СЕ исключить РФ из своего состава. Но и он легко может стать поводом для возмущения.
Из прочих резонансных проектов – так называемый «киевский пакет», который, на фоне парламентского раскола, имеет низкие шансы на принятие.
Поэтому можно предположить, что основное заседание пройдет частично в кабинете у спикера, в режиме консультаций, частично в кулуарах, в формате «а поговорить». Но шансы на достижение ситуативного согласия в Верховной Раде слишком низки. Партия регионов усиливает акцент на эксклюзивном представительстве интересов жителей Юго-Востока. После того, как к массовым акциям присоединились шахтеры, протесты обретают мощную социальную составляющую. Не исключено, что, после волнового повышения цен, ПР увидела потенциал для распространения протестов и на другие регионы страны. Хотя это и маловероятно в ближайшей перспективе, все же вполне возможно. Со своей стороны, в условиях активизации АТО, «регионалы» не настроены на публичные соглашения с властью. Это выглядело бы, как минимум, предательством Юго-Востока. Вряд ли и коалиция будет уступчивой, особенно после того, как РФ довольно резко откомментировала ситуацию на Юго-Востоке Украины, особенно действия новой украинской власти.
Поэтому Верховная Рада, в расколотом состоянии, будет являть образец низкой эффективности. Но, возможно, в данных обстоятельствах, это устраивает власть.