Тимошенко встала на обе ноги и потянулась к власти
Возвращение экс-премьера в большую украинскую политику было воспринято неоднозначно
Юлия Тимошенко возвращается в политику, из которой, даже в период лишения свободы, и не думала уходить. Однако родная земля встретила ее неоднозначно. Фактор Тимошенко в украинском политическом процессе, без сомнений, усилен. Но экс-премьер, судя по поведению и первым заявлениям, претендует на безусловное лидерство. И здесь возникают вопросы.
Без косы и костылей
Заседание фракции «Батьківщина» не было широко анонсировано, но именно оно, а не громкие декларативные документы, было главным событием в здании Верховной Рады. Первый и второй этажи были пронизаны солнечными лучами, а соратникам Юлии Тимошенко в подвальном конференц-зале светила она. Экс-премьер шла с трудом, опиралась на руку соратника, но сама. Была без косы, ограничившись благочинным узлом. Но волосы уже засияли золотом.
Чего не скажешь о перспективах. Вопреки ожиданиям, почетный председатель партии «Батьківщина» была принята с пылом, но без жара. Некоторые участники исторического заседания покидали зал поспешно и в крайне озабоченном состоянии. Верные же тимошенковцы сияли. «Буквально полчаса разговора – и уже другое настроение, - сияла голливудской улыбкой Александра Кужель. – Есть место, где все, что накапливается, можно высказать, меня выслушают и обязательно будет диалог».
Сама Юлия Тимошенко такого явно не ожидала. Во всяком случае, к прессе она не вышла. Почему? Все ждали. Не на камеру некоторые депутаты намекали, мол, смущается своего вида, все-таки болела и т.п. Тимошенко – смущается?! Не верю. Она не побоялась выехать на Майдан в коляске и с непрокрашенными корнями волос. А здесь были, что называется, все свои. Скорее, результаты первого рандеву с родной партией ее почетного лидера не восхитили.
Призрак раскола
Тезисы речи Юлии Тимошенко, по настойчивым просьбам журналистов, озвучил депутат Николай Катеринчук. По его словам, экс-премьер говорила, в основном, о ситуации в мире: «Сегодня мир не может быть в безопасности, если не действует международное право и если есть потенциальная угроза Украине, ее территориальной целостности, - отметил он. - И по этому вопросу Украине надо будет разбираться самой, демонстрируя всему миру, что то, что формула «лучше торговать, чем воевать» не работает». Также Николай Катеринчук заметил, что «она говорила, что включается в политику, что у нее различные мысли и предложения. Она знает, что всем тяжело, и сейчас как будто новая власть, а люди уже предъявляют требования». Катеринчук особо обратил внимание, что «это была первая встреча, но она на этой первой встрече начала говорить те вещи, которые, наверно, все во фракции видели, они озвучивались на заседаниях, но не было системности в принятии каких-то решений. Она сейчас стает реальным, а не почетным лидером. Я думаю, фракция будет по-иному работать по многим вопросам». Александра Кужель, в свою очередь, передавая основные тезисы речи Тимошенко, сказала, что экс-премьер берет всю ответственность на себя.
После завершения этого заседания состоялось другое, с «верхушкой» партии, в офисе на улице Туровской. Как и первое, оно было закрытым. Но о проблемах, которые там обсуждались, можно судить по речи Тимошенко в изложении Катеринчука и Кужель.
Спасительница-Юля
Итак, ключевой момент речи экс-премьера: власть как будто новая, а люди уже ропщут. «Я беру на себя ответственность, и с первого дня мы должны исправить моменты, по которым у общества были вопросы», - процитировала лидера Кужель. Этим заявлением Тимошенко моментально противопоставила себя новой власти, что делается явно с прицелом на президентский пост. Чтобы выиграть эту гонку, Тимошенко достаточно явить себя народу и миру как спасительницу от «новой власти», наломавшей изрядно дров и не удержавшей Крым. Как рассказал Катеринчук, «она сказала, что у нас нет времени медлить, раздумывать, …должна состояться люстрация тех людей, которые не видят Украины и не хотят жить в Украине. И люди должны ощутить, что власть открыта, можно критиковать, и она слышит, реагирует».
Что из этого следует? Заявка Тимошенко на эксклюзивное выражение духа и воли Евромайдана, каковое Турчинов и Яценюк утратили. «Если кто-то рассчитывает, что я открещусь от Турчинова и Яценюка и скажу, что я вот белая и пушистая, а они отдельно, то этого не будет», - опять цитата Александры Кужель. В этой фразе чувствуется дух Тимошенко. Она не открестится. Пока. Но позиция этих двух персон явно постарается ослабить.
Будем откровенны: у Юлии Тимошенко есть немало причин отомстить своим соратникам, которые ее освобождали вяло, как будто нехотя. Она не зря выразила надежду, что президентская кампания, об участии в которой она еще не высказалась, прошла без «войны компроматов». Но резко порывать с ними – неразумно, особенно для слабой, хрупкой «газовой принцессы». Можно их использовать.
Тимошенко вполне по силам «продавить» основные требования Евромайдана, которые не выполнены: люстрация, прозрачность, народный контроль и т.п. И выступить в роли спасительницы украинской революции. А уж если удастся сдержать Путина у новых юго-восточных границ государства, то совсем замечательно. Если ее лидерство не будет признано безусловно, Тимошенко уйдет в оппозицию. А что такое Тимошенко в оппозиции – объяснять не нужно.
Вожди перед схваткой
Расчет прост: Турчинова на Западе воспринимают с большими оговорками, так как, он и. о. президента, но таковым не избран, и может ли быть Главнокомандующим – тоже вопрос. Яценюка, приятного Западу, не воспринимают в России. С кем в Украине говорить? Тимошенко устраивает всех: и Запад, и Россию.
Но Арсений Яценюк, судя по всему, иного мнения. У него есть шикарный козырь – подписание СА с ЕС. Сегодня политическая часть документа будет подписана. И Арсений Яценюк навсегда войдет в историю как Великий Евроинтегратор. Утрату Крыма прикроют евроинтеграцией. Что касается Александра Турчинова, он явно нервничает, потому что, дела не клеятся, а его пылкие «заявы» на фоне крымских событий уже оцениваются неоднозначно. Сыграет ли Турчинов в свою игру? Полагаю, его попытка стать мэром Киева охладила пыл. А вот Яценюк, судя по авансам юго-востоку страны, не против примерить на себя роль умеренного созидателя.
Но есть еще две проблемы. Одну зовут Олег Тягнибок. Накануне экстренного заседания Совбеза ООН и саммита ЕС его соратники устроили избиение руководителя НТКУ. Да еще и видео сняли. Естественно, Европа и США призадумались, а на мундире новой власти появилось еще одно пятно. Именно по требованию «Свободы», скорее всего, кулуарному, или в угоду ей был отменен «мовный» закон, что и стало поводом для России вплотную заняться Крымом. Сейчас Олег Тягнибок старается держаться на расстоянии от новой власти, в которую входят его соратники. Он размышляет. О чем? Президентские выборы ему не выиграть, это факт. Уже 26 мая он будет никому не нужен.
Вторая проблема – Виталий Кличко. Он и его соратники активно критикуют новую власть, частью которой являются. Именно представители УДАРа прекратили бешеную «штамповку» Верховной Радой постановлений без обсуждения, настояв на хотя бы подобии обсуждения. Они же в четверг, 20 марта, заблокировали принятие в целом проекта, метко названного в кулуарах «о коллаборационизме». Виталий Кличко делает ставку на то, что Яценюк себя до 25 мая дискредитирует (если пойдет на выборы), а СА с ЕС ничего, кроме кратковременной эйфории, не принесет.
Но может быть и иной вариант, на который Тимошенко, скорее всего, согласится. Она получает искомый пост президента, но с усеченными полномочиями. Премьером остается Яценюк. Если для Яценюка это будет финиш изнурительной гонки, то для Тимошенко – начало. Она блестяще показала себя в «войне секретариатов» в бытность Ющенко. Почему бы не осложнить жизнь и Яценюку?
И еще один вариант, фантастический, но наша жизнь и так стала слишком ирреальной. Тимошенко из политики уходит. На покой. На лавры.
Как бы там ни было, она упорно пробивается к лидерству. Это значит, что политпроцесс, в течение четырех месяцев творившийся Майданом и на Майдане, вновь переместился в кабинеты, коридоры и кулуары. Ждем результатов.