Верховная Рада станет Майданом
Представителям различных политсил стало неуютно вести переговоры в парламенте из-за многих ограничений
Заколдобистый круг
Четвертая сессия Верховной Рады текущего созыва, которая официально будет открыта сегодня, 4 февраля, может стать самой яркой за всю историю украинского парламентаризма, а может пополнить список бесконечных блокад и консультаций, перемежающихся перерывами или ночными бдениями.
Согласительный совет в понедельник, 3 февраля, наглядно продемонстрировал сразу несколько истин, которые низводят Верховную Раду ниже уровня дискуссионного клуба и существенно девальвируют депутатский мандат. Момент, когда парламент мог стать эффективным участником политического процесса, безвозвратно упущен.
Во-первых, лидеры фракций не только не могут, но и не хотят достичь компромисса именно на уровне парламента. Но даже если бы и хотели, тактически это невозможно. И Арсений Яценюк, и его союзники действуют от имени Евромайдана, следовательно, те, кто мерзнет в палатках на центральной улице столицы, являются равноправными участниками переговоров. Точнее, должны являться таковыми. Александр Ефремов, возмущаясь непоследовательностью лидеров оппозиционных фракций, не учитывает этого нюанса. А зря. Попытка некоторых «регионалов» найти контакт с Майданом в обход оппозиции показывает, что, ориентируясь исключительно на пространство внутри парламента, Партия регионов выбивает почву для хотя бы шаткого компромисса.
Во-вторых, представители оппозиции совершенно справедливо говорят, что Верховная Рада ничего не решает. Лишнее доказательство – героическое полуночное голосование по закону об амнистии. Документ опять хотят «уточнить», причем, такие попытки вновь предпринимает оппозиция. Это было бы логично, если бы парламент что-то действительно решал. Но, занижая реальный вес Верховной Рады, лидеры оппозиционных фракций сами же себе противоречат, подавая поправки: зачем требовать решений от той структуры, которая их принять-то может, а воплотить в жизнь – нет? Получается замкнутый круг.
Пока мысли одних депутатов мечутся внутри этого круга, соображения других направлены на будущие выборы и на фактическую стоимость мандата, которая сейчас много ниже заплаченной цены. Рядовые «штыки» и так ропщут, требуя прозрачности и открытости, а это само по себе чревато осложнениями в виде малых расколов на фоне крупного раскола депутатского корпуса.
Следовательно, первый пленарный день четвертой сессии может привычно пройти в бесконечных консультациях. Если же, паче чаяния, депутаты отважатся что-то проголосовать, вряд ли это будут значимые решения.
Приготовление большинства по-революционному
Единственный шанс Верховной Рады вернуться в политпроцесс, - это создать Временную специальную комиссию (ВСК) по наработке поправок в Конституцию Украины. Похоже, это понимают и во фракции Партии регионов, и, что особенно важно, в КПУ. Во всяком случае, там идею создать такую структуру восприняли благожелательно, но с неизбежными оговорками. Главная – готовить поправки не торопясь. ВСК составила бы здравую конкуренцию Конституционной Ассамблее, тихо дремлющей в тени великих событий. Между тем, три оппозиционных лидера торпедируют процесс.
Ситуация тонкая, поскольку под ВСК реально сформировать новое фактическое парламентское большинство, куда с чистой совестью смогут войти коммунисты, попеняв «регионалам» и всем прочим за провал идеи референдума. Заявку на нечто подобное сделал Петр Симоненко на Согласительном совете.
Но вряд ли лидеры фракций проявляли бы такую ретивость, если бы не фактор, который не слишком афишируется, но крайне важен. И этот фактор – Кабмин.
Получить портфель премьер-министра сейчас, при действующей Конституции 1996 года – это все равно, что возложить голову на плаху. Все экономические «косяки» (а их к 2015 году будет немало) повиснут на главе Кабмина, какого бы реформатора или «железного джентльмена» он из себя ни строил и сколько бы кредитов ни привлек. Но премьер с Конституцией 2004 года – это уже нечто совершенно иное. Такой человек вполне может тактически отбить себе часть президентских функций, сформировать в Верховной Раде большинство «под себя» (что нетрудно – раздача портфелей) и, обеспечив долгожительство этому большинству, почивать на лаврах. Чтобы не ошибиться в расчетах, откат Конституции надо осуществить до завершения кабминовских торгов о креслах. Судя по некоторым признакам, кастинг на такое дееспособное большинство уже стартовал. Условия незатейливы: обеспечение конституционной реформы в обмен на пакет портфелей. И только после конкретных видов на конституционную реформу стартуют полномасштабные и конкретные торги о персонах министров. Скажете - ново? В свое время, нечто подобное провернула экс-премьер Юлия Тимошенко перед тем, как Виктор Ющенко стал Президентом Украины. Так что, схема повторяется.
Лилия Фоменко