Эффект Сноудена докатился до Украины
Народный депутат предлагает расследовать вероятность угрозы от программ сбора и поиска данных спецслужбами США
Пока Эдвард Сноуден определяется с местом жительства, его опасения начинают разделять не только в России, но и в Украине. В среду, 24 июля, в Верховной Раде зарегистрирован проект постановления народного депутата фракции Партии регионов Вадима Колесниченко о создании Временной парламентской специальной комиссии ВР по вопросам выяснения уровня угрозы для национальной безопасности Украины программ по сбору и поиску данных, которые применяются спецслужбами США. Напомним, что речь идет о поисковых сервисах, а также о социальных сетях, активными посетителями которых является большинство интернет-пользователей, в том числе, в Украине.
Появление такого проекта преследует сразу несколько целей, поэтому не стоит оценивать его как политический казус.
Во-первых, Вадим Колесниченко имплементировал в украинский политический процесс громкую тему, больше актуальную для России, особенно в свете нынешних прохладных отношений между Москвой и Вашингтоном. До сих пор в Украине скупо обсуждали историю с беглым программистом, которого обуяло желание «раскрыть глаза» на ЦРУ и АНБ США. Маневр «регионала» можно расценивать как своеобразный реверанс РФ. В свете сложных дискуссий о внешнеполитическом выборе Украины, такой аванс российской стороне выглядит вполне закономерным, если официальный Киев и далее собирается играть сразу на нескольких шахматных досках.
Во-вторых, проект постановления вполне способен сам по себе поднять тему внешних влияний на украинский политический процесс. В той же России эта тема вылилась в закон о некоммерческих организациях (НКО). Скорее всего, идея проверить «грантоедов» на предмет согласованности их деятельности с интересами Украины, которая неоднократно высказывалась ранее, может найти вот такое воплощение. Вроде бы парламентская комиссия – слабоватый институт для того, чтобы говорить о какой-то «дубине» для избиения неугодных, но, при грамотном подходе, такая комиссия способна изрядно «прополоть ряды некоммерческих организаций, а также, если вернуться к названию постановления, получить основание для фильтрации Интернета. Безусловно, попытки «облагородить» Интернет встретят сопротивление, но осенью, когда дело дойдет до внесения проекта постановления в повестку дня, история Сноудена обрастет новыми сюжетными коллизиями и, скорее всего, останется на слуху. Это значит, что инициатору проекта, как минимум, обеспечен хороший пиар. Синхронно, оппозиция получает «зеркальный» ответ на излюбленную тему пророссийской «пятой колонны» в Украине.
Впрочем, есть и еще вариант. Идея может погаснуть, так и не засияв. Крайне сложно определить критерии угрозы национальной безопасности. Практически невозможно доказать, что спецслужбы другой страны, даже если и собирают данные об украинцах, используют их во вред Украине. Отключение популярных поисковых и почтовых сервисов вообще нереально. Зато дискуссия может получиться громкая, особенно если отдельные политики поставят вопрос угрозы национальной безопасности Украины со стороны своих же коллег. Оппозиция будет только рада подхватить такой аспект громкой темы.
Ранее мы сообщали о том, что после поступка Сноудена в США началась паранойя.
Лилия Брудницкая,
эксперт Центра структурной политологии «Выбор»