Журналисты раскололи парламент
Представители большинства и оппозиции перессорились из-за того, кто лучше защищает сотрудников СМИ
Временная парламентская следственная комиссия по избиению журналистов 18 мая в Киеве превратилась в площадку для выяснения политических отношений.
Предварительный отчет оказался «не в зачет»
Временная парламентская следственная комиссия (ВСК) по фактам избиения журналистов 18 мая в Киеве, начав расследовать скандальное дело, сама породила скандал. В состав комиссии были делегированы представители всех парламентских фракций. До четверга 20 июня они мирно уживались в одной структуре. Гром грянул из-за предварительного отчета, который подписали только четыре оппозиционных депутата. «Регионалы» и коммунисты отказались скреплять подписями этот документ. Возможно, и не было бы в этом особой проблемы, если бы не процедурные моменты. Верховная Рада должна была заслушать отчет ВСК еще в четверг, 20 июня. Отсутствие такого отчета может стать основанием для прекращения работы комиссии, как это уже случилось с комиссией по расследованию фактов искажения волеизъявления украинского народа на парламентских выборах 2012 года.
Версия Партии регионов: «Батькивщина» пытается «отмыть» партнера-«Свободу»
Противостояние внутри комиссии выплеснулось прямо в кулуары. В пятницу, 21 июня, в Верховной Раде прошли сразу два брифинга, в ходе которых стороны конфликта попытались аргументировать свою позицию.
В частности, «регионалы» и коммунисты обвинили председателя ВСК Виталия Ярему (фракция «Батьківщина») в политизации предварительного отчета. Народный депутат (фракция Партии регионов) Елена Бондаренко заявила, что «по сути, документ составлен на основе политических взглядов и оценок, заведомо провокативных, заведомо недостоверных, той политической силы, которую представляет глава ВСК Виталий Ярема». При этом «мы расцениваем попытку протащить фальшивый предварительный отчет», который, со слов парламентария, содержит мало фактов, «как попытку «отмыть» политических союзников», которые были виновны в потасовках во время митингов 18 мая в столице, а именно – партию «Свобода». Елена Бондаренко подчеркнула, что в отчет не вошли данные о том, «с чего началась драка и кто участвовал в ней… По нашим данным, ее спровоцировали представители «Свободы». В отчете не было указано, что данные участники с одной стороны, а именно – молодые бойцы-спортсмены также принимали участие в охране субботнего «объединительного» съезда «Батькивщины». Эти данные были представлены комиссии, но почему-то в отчет не попали». Коммунист Александр Зубчевский вообще заявил, что никаких фото- и видеоматериалов, а также показаний свидетелей, которые бы указывали на факт избиения, нет. При этом парламентарий ссылался на начальника киевской милиции. «Я думаю, оппозиционная часть комиссии боится тех фактов, которые можно выявить в результате объективного расследования тех событий. Эта боязнь и стала толчком к созданию псевдоотчета ВСК», - подчеркнул Александр Зубчевский.
Версия оппозиции: парламентское большинство блокирует работу ВСК
Парламентская оппозиция быстро отреагировала и на брифинге в кулуарах парламента в пятницу, 21 июня, высказала свою позицию. Председатель ВСК Виталий Ярема (фракция «Батьківщина») опроверг все обвинения и, как водится, перешел в контрнаступление. «Отчет абсолютно объективный, нет никакой политизации. Вся информация, которая содержится в нем, представлена на основании тех фактов, которые мы собрали в ходе расследования», - подчеркнул Виталий Ярема. Интересно, что он заявил о продолжении работы ВСК, поскольку срыв сроков заслушивания парламентом предварительного отчета не является основанием для закрытия ВСК. «В деле есть и показания свидетелей, и заключение эксперта», - отметил глава ВСК.
«Свободовец» Андрей Ильенко пошел дальше и обвинил фракции Партии регионов и Компартии в том, что они намеренно срывают работу ВСК, а народный депутат от УДАРа Ирина Геращенко озвучила противоядие: «На следующем Согласительном совете мы будем ставить два вопроса: об ответственности тех депутатов, которые входят в состав комиссий, но не ходят на заседания, а также будем требовать, чтобы отчет прозвучал с трибуны Верховной Рады в последнюю пленарную неделю». При этом Ирина Геращенко даже дала понять, что неплохо было бы ввести ответственность парламентариев за неучастие в работе ВСК, если они избраны в состав комиссий.
Если комиссия стала поводом для пиара, значит, скоро – выборы
Скорее всего, причиной конфликта в ВСК по фактам препятствования журналистам в их деятельности стали некоторые моменты предварительного отчета, которые можно трактовать как заангажированные. В частности, автор предварительного отчета ВСК намекают на то, что нападавшие на журналистов в Киеве 18 мая могли быть в сговоре с сотрудниками правоохранительных органов, а также, что они охраняли «Антифашистский марш». Действительно, в тексте отчета не упоминается версия «регионалов». Кроме того, в отчете факт избиения считается установленным, а правоохранительные органы клеймятся как такие, что ведут следствие формально. «На все наши запросы министру внутренних дел мы получаем отписки, факсимиле», - посетовал Виталий Ярема. Интересно, что тему запросов поднимали и «регионалы», но только в той части, что рано было, до получения ответов на эти запросы, писать отчет. Кстати, запросы комиссия отправляла еще в состоянии согласия и единения.
Этот конфликт мог бы так и остаться очередным эпизодом внутрипарламентских «разборок», если бы не одна деталь. Речь идет о журналистах, которые до сих пор пытались быть вне политики. Но пример Георгия Гонгадзе показывает, как политики могут использовать журналистов. Независимо от того, что на самом деле произошло 18 мая в Киеве, настораживает политизация вопроса. Причем политическую окраску инцидент приобрел сразу же, так как нападающих «привязали» к Партии регионов. Сейчас, в предварительном отчете, прослеживается стремление обосновать эту версию, хотя у «регионалов» есть и своя. За всеми этими маневрами может скрываться и та истина, что ни Партия регионов, ни, как ни странно, «Батьківщина» не знают истинных заказчиков и вдохновителей инцидента. С другой стороны, зацепкой к истиной подоплеке конфликта в ВСК может являться как раз вопрос дат и знания, хотя бы одной из сторон, причины столкновений в Киеве 18 мая. Даты важны вот почему: если отложить заслушивание предварительного отчета, ничего страшного не случится. Но если предполагается, что ответы на запросы разобьют версию, изложенную в отчете, доверия к авторам этой версии уже не будет. Для одной из сторон очень важно, чтобы зазвучала их версия с парламентской трибуны, так как затем любые другие версии можно объяснить «инсинуациями» и «подтасовками».
В любом случае, ВСК, видимо, превращается в очередной повод попиариться. Это может означать, что скоро начнутся выборы, в ходе которых тема защиты журналистов – одна из благодатных.
Напомним, как ранее сообщал «Багнет», силовики отыскали еще четырех участников стычки на акциях оппозиции.