Константин Эггерт: украинская политика более представительна, нежели российская
Известный журналист и общественный деятель дал экспресс-интервью корреспонденту «Багнета»
Так уж повелось, что многие наши действия, реформы, проекты мы любим сравнивать с российскими примерами. Может быть, потому, что многие проблемы России актуальны и для нас? Об этом корреспондент «Багнета» поговорил с известным российским журналистом и общественным деятелейм Константином Эггертом.
- Вопрос о так называемом «поколении Х»: есть дискуссия насколько оно в Украине или России есть. И не эмигрирует ли оно?
- Мне кажется, что говорить о том, что все поколение взяло и уехало, нельзя. По крайней мере, в России. Сейчас в отличие от советских времен сложно сказать, что кто-то уехал навсегда. Это трудно. Люди часто уезжают, оставляя в РФ имущество, вклады какие-то, семьи... Но в основном они находятся все же за пределами России.
- Есть те, кто едут на обучение, и там уже и остаются...
- Есть, но мы знаем, что многие программы обучения предполагают обязательное возвращение в Россию после окончания обучения... У меня есть друзья, которые так и жили. Но, несомненно, о чем можно говорить с уверенностью, так это о том, что новое молодое поколение чувствует себя более свободным в выборе своего пути, чем прошлое. И поэтому есть большой вопрос о том, как строить теперь общественные институты...
- В России неплохо развит корпоративизм. Когда, например, определенные институции, которые очень большие. И есть свой средний класс.
- Есть тенденция к созданию корпоративных культур, которые изолированы от общества. Например, те же силовые структуры. В отличие от стран институализированной демократии, эти культуры ничем не идентифицируются внешне. И когда человек оказывается в таких корпорациях, как полиция, прокуратура или «Газпром», то он усиливает эффект узконаправленных интересов на общественную жизнь. И проблема эта существует. Часто это видно на взаимоотношениях людей и власти, где люди часто чувствуют себя весьма некомфортно. Эта проблема существует, и власти используют эти корпоративные чувства для создания барьеров разделений интересов.
- Как с этим дела обстоят в Украине, с Вашей колокольни?
- Я не претендую, что я буду большим экспертом по Украине, но мне кажется, как это выглядит от нас, с одной стороны, есть очень схожие процессы. Отношение к жизни например. Но есть и различия. В России сильна культура великодержавия, почитание России как государства с великой миссией в мире... Государства, которое является само по себе ценностью. В Украине же я не сталкивался с такими людьми. И в этом - главная между нами разница.
- Это хорошо? Когда государство - это ценность?
- Это хорошо, когда государство что-то делает для граждан и граждане чувствуют себя вовлеченными в дела государства. Если же это абстракция, которая постоянно требует жертв, то надо задать вопрос - а надо ли? Знаете, это код для правящей элиты в отношениях с народом - «вы нам все должны, а мы вам не должны ничего». Но даже в России это постепенно меняется. Люди готовы на некоторое время принять такое положение вещей, как, например, в ходе конфликта с Грузией - «Ура-ура», и так далее. Но если брать более длительные и более проблемные для государства моменты, как, например, конфликт в Чечне, то тут общество очень трезво смотрит на вещи. И здесь постепенно общество взрослеет. Увы, проблема России в том, что она долго была центром большой империи, где вырастали разные идентичности, и русскую идентичность постоянно сдерживали. И сейчас вопрос стоит - конечно же, перед российскими гражданами, - создать новую гражданскую идентичность, которая была бы органична.
- Некоторые парламентские силы Украины тоже, являясь, например, «правыми», имеют много «левого» в своей программе.
- Это естественно! Плюс Украины тут в том, что ее политическая система развивалась органично и не замораживалась, как у нас. Разница именно в этом. В Украине сегодня, более или менее, хуже или лучше, но во всех структурах государства представлены все идеологические тренды современной Украины. В России этого нет! Целый ряд политических трендов нашей страны даже в парламенте не представлен. Западники-либералы, например, или националисты. Не представлены новые левые. В этом плане украинская ситуация - более репрезентативная. И это важно.
Беседовал Сергей Костеж