Депутаты в парламенте понемногу сходят с ума
Оппозиция будет рада, если большинство тоже заблокирует сессионный зал
Чем дольше продолжается парламентская блокада, тем меньше в ней смысла. Это давит на психику. Если блокирование продлится еще с месяц, Верховную Раду можно будет переименовывать в палату №6.
Караул устал сидеть
Во вторник, 5 марта, исполнился ровно месяц, как парламентская оппозиция блокирует сессионный зал. Если бы не получасовое разблокировнаие работы в пятницу 23 февраля, сегодня, 6 февраля Президент Украины мог подписать Указ о роспуске парламента. Но пока что Верховная Рада условно рабочая.
Блокада оказалась тяжелой работой. «Уж лучше бы писать законопроекты», - роняют неосторожные фразы некоторые депутаты в кулуарах. Писать проекты им никто не мешает и в сессионном зале, но совмещать блокаду с законотворчеством не получается. «Надоело сидеть, устал», - так в неофициальных беседах комментируют участники блокады свои впечатления. Новизна впечатлений ушла, остались унылые будни, в которые долог день до вечера, когда делать нечего. Дежурные депутаты в президиуме, один из них – Сергей Пашинский («Батькивщина»), ведут вялую беседу. Вечером во вторник, 5 марта, оппозиция в зале развлекала себя песнями украинского козацтва. В среду, 6 марта, спасением от скуки стали «планшетники», газеты и беседы.
Турчинов анонсировал бесконечную блокаду
Фракции Партии регионов и КПУ тщетно пытаются найти в мартовской блокаде смысл. Лидер парламентских коммунистов Петр Симоненко регулярно появляется со своими соратниками в зале, но затем основная работа переносится в комитеты, благо, Регламент позволяет. Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов не скрывает своего раздражения: «Это безобразие. Парламент должен работать». Он же и дал понять, что оппозиция блокирует Раду ради того, чтобы ее блокировать.
Однако цели у блокады есть. Их озвучил представитель фракции «Батькивщина» и второе лицо в одноименной партии, народный депутат Александр Турчинов. По его словам, «мы блокируем парламент так, чтобы не дать его заблокировать. Мы не боимся, что «регионалы» заблокируют парламент, когда мы ночью покинем зал, потому что в таком случае они поддержат наши требования о прекращении опасных для Украины процессов, которые сейчас происходят. Они хотят продемонстрировать стабильность парламента, а не может стабильно работать орган власти». Но оппозиционер тут же сам себе и противоречит: «Если мы будем видеть, что есть угроза ночью блокирования парламента нашими оппонентами, мы, безусловно, можем остаться на ночь».
«Нормальная патология», - так отозвался о происходящем Александр Ефремов. «Весна пришла!» - заметил Александр Турчинов и пообещал, что «мы выведем людей на улицы, блокада будет и за пределами парламента».
В среду, 6 марта, лидеры парламентских фракций уже и не имитировали переговоров. Совещание было, но, по словам Александра Ефремова, Александр Турчинов даже не вспомнил, что идет суд над Власенко. Зато выдвинул новое требование – Владимира Макеенко отправить в отставку с поста председателя Регламентного комитета. «И даже если Сергею Власенко оставят мандат, мы будем бороться».
Битва в детской песочнице
В отличие от февраля, «двигателем» мартовской блокады является фракция «Батькивщина». Повеяло весной – проснулись. Судя по отдельным намекам и фразам, лидеры фракций «Свобода» и УДАР не желают таскать каштаны из огня для Арсения Яценюка. Они сдержанно относятся к этой блокаде. 6 марта уже не было ставшего традиционным для блокадных дней брифинга «на троих». Виталий Кличко озвучил эксклюзивное требование – зазвать Президента в Верховную Раду. Прочие оппозиционеры отделывались ситуативными комментариями. Да и в сессионном зале активны, в основном, депутаты от фракции «Батькивщина». Эти нюансы подтверждают, что единая оппозиция в парламенте потихоньку распадается, как минимум, на три отдельных лагеря.
Тогда зачем эта блокада? Одна из версий такова: «Батькивщина» попросту приревновала к УДАРу, получившему имиджевые бонусы после февральской блокады, и затеяла свой протест. Эксклюзивный. «Мы будем блокировать, пока оппозиция не будет контролировать парламент», - в пылу общения с журналистами признался Александр Турчинов. Некоторые депутаты шутят, что будет еще и третья блокада, имени фракции «Свобода», только после этого Верховная Рада заработает.
Как будут работать депутаты после нервных потрясений, неясно. Они и от зала отвыкли, и ужасы им всякие мерещатся. Представителям оппозиции – штурмы, «силовики» и боевики, ужасные схемы и коварные планы, чтобы парализовать Верховную Раду. Парламентское большинство, видимо, хорошо запомнило бунт «чернобыльцев» и «афганцев», отчего и говорит постоянно о нуждах народа и ущербе для Госбюджета. Растраченные более 65 млн. грн. на ветер, в результате блокады, также давят на мозги. Подсознательно депутаты хотят, чтобы кто-то их разблокировал, но не желают предпринимать никаких активных действий.
Можно сказать, что в Верховной Раде – весеннее обострение. Главное, чтобы оно не оказалось заразным.
Лилия Фоменко