Вечно «живые» мертвецы: чей «скелет» достанут из шкафа после Гонгадзе и Щербаня?
В украинской политике достаточно «сомнительных смертей»
В Украине правят бал далеко не живые политики. Гонгадзе влиял на политику Кучмы, на отношение народа ко второму Президенту, а потом выступал одним из индикаторов успешности политики Виктора Ющенко в первый год президентства. О деле Щербаня и говорить нечего.
Мы задались вопросом - кто из выдающихся мертвецов может внезапно «всплыть» во время очередного «судебного» процесса. И кто может от этого пострадать. Итак, начнем...
Вадим Гетьман (1935 - 1998), нардеп, финансист, второй глава Нацбанка и один из основателей Украинской межбанковской валютной биржи (УМВБ), был застрелен в апреле 1998 года в подъезде собственного дома в Киеве.
Заказчиков никто и не искал. Причина возможного «заказа» также никем практически не озвучивалась. Возможно, что, если «скелет» Гетьмана будет извлечен из «шкафа», то под удар попадут руководители банковских структур, а возможно, и тогдашнее руководство Нацбанка. А главой главного банка страны в то время был Виктор Ющенко.
Вячеслав Чорновил (1937 - 1999) - выдающийся украинский политик, диссидент, один из лидеров Украины в 1990-х, кандидат на выборах Президента страны 1999 года.
Именно поэтому ряд политиков, говоря о загадочной и трагической гибели Чорновила в марте 1999 года, указывали пальцем в сторону Леонида Кучмы, которому не нужен был сильный конкурент на выборах. Чорновил погиб, Мороз дискредитирован - нетрудно догадаться, кто пострадает в случае, если дело Чорновила расследуют еще раз.
Георгий Кирпа (1946 - 2004) и Юрий Кравченко (1951 - 2005) были известны как главные претенденты на пост премьер-министра в правительстве в случае победы в 2004 году на выборах Президента Украины Виктора Януковича.
Более того - еще за год до выборов Президента многие были уверены, что именно один из них станет преемником Кучмы. Но вот так получилось, что Янукович президентом не стал, Кирпа был обвинен во всевозможных должностных преступлениях оппозицией, пошел в сауну и застрелился.
С Кравченко ситуация еще более загадочна, так как самоубийство является весьма странным - сделать два выстрела себе в голову не каждый в силах.
Возможно, кто-то был не заинтересован в показаниях Кравченко по делу, что автоматически показывает - жертвами этого «скелета» может стать руководство страны эпохи Кучмы.
Евгений Кушнарев (1951 - 2007) был до «оранжевой революции» одним из ярких представителей региональных элит.
Ну а после 2004 года стал членом Партии регионов, заняв в ней то положение, которое сейчас занимает Александр Ефремов. В январе 2007 года политик неудачно сходил на охоту. Официально суд признал факт совершения непреднамеренного убийства (Кушнарева перепутали с кабаном). Но мало кто поверил в то, что один меткий выстрел, разворотивший живот политика, был случайным.
Как видим, в Украине еще с 1990-х годов довольно много загадочных смертей с «участием» серьезных персон. И вполне реально, что они еще «себя покажут».
«Возможность «всплытия» мертвецов вполне реальна!.. В украинской политике очень много скелетов в шкафу, и если всплыл лишь 1%, это уже очень хорошо!», - полагает нардеп-самовыдвиженец Сергей Мищенко, который не один год проработал в органах прокуратуры.
По мнению парламентария, все дело в «недорасследованости» дел.
«Вот, например, внезапно найдутся свидетели пяти- или десятилетней давности, которые вдруг вспомнят, что ему-де за столом кто-то говорил, что кто-то заказал Кравченко... Такие трупы могут в разных ипостасях фигурировать, потому что если хотят дело расследовать, оно сразу расследуется», - отметил Мищенко.
Валентин Наливайченко, в момент гибели Евгения Кушнарева возглавлявший СБУ, а ныне - народный депутат от партии «УДАР», полагает, что дело Кушнарева новых дел не породит.
«Что касается дела Кушнарева, я не думаю, что появится еще что-то. Не одна была проверка того, что случилось. Да, имело место непреднамеренное убийство. Но в плане уровня медицинского обслуживания, знаете, как говорится, судьба наказала. Не позволила эта судьба оказать помощь вовремя, было потеряно время и человек был потерян», - сообщил нардеп.
Человек, много лет проработавший судьей и проходящий свидетелем по делу Чорновила, народный депутат от ПР Владимир Олийнык полагает, что новые дела вполне могут начаться.
«Они (мертвецы. - Авт.) «живы» до тех пор, пока не будут раскрыты их преступления. Термины раскрытия - вечны! И они уже фигурируют! Я прохожу одним из свидетелей по делу Чорновила. Это вопрос, на который нет ответа в обществе», - считает нардеп.
По мнению парламентария, по делам Чорновила и Гетьмана еще могут осудить известных в Украине людей.
«По Гетьману никто не может толком разобраться, но там я мало знаком. А вот по Чорновилу точно будет суд, и кто там выплывет, как - неизвестно...», - отметил Олийнык.
Что ж, the show must go on... Можно ожидать, что с нашими кульбитами в политической жизни и с приближением очередных и внеочередных выборов старые политики, ушедшие в мир иной, будут внезапно будить уже нынешних...
Сергей Костеж,
Центр структурной политологии «Выбор» специально для «Багнета»