11:31 / 26.11.2012 Политика

Верховная Рада 7 созыва: Шумовая завеса для прикрытия торгов

За ультиматумом оппозиции может скрываться желание «набить цену», за лавированием Литвина – тяга к спикерскому креслу

Бурный запуск работы Верховной Рады 7 созыва впечатлил внеочередным перерывом и ультиматумом оппозиции. Срыв второго заседания Подготовительной группы поставил под вопрос даже начало работы новоизбранного парламента. Если на «нулевом» этапе депутаты вошли в клинч, чего ожидать от пленарных заседаний?

Однако Верховная Рада всегда была многослойным организмом. Особенно это стало явным к закату текущего созыва, во время дискуссий вокруг тогда еще законопроекта о выборах народных депутатов. Поэтому непоколебимость представителей оппозиции можно воспринимать буквально – как стремление защитить интересы народа, избравшего депутатов для работы, а можно – и как намерение осложнить активные консультации между представителями провластных и оппозиционных сил. О такой версии заставляет задуматься тактика поведения представителей оппозиции на первом заседании Подготовительной группы.

Во-первых, если Николай Мартыненко и Вячеслав Кириленко хотели добиться подписей всех членов ПГ под проектом постановления, то текст документа, как минимум, должен был быть заготовлен заранее. Можно предположить, что отсутствие текста-заготовки – это не случайное упущение и не стремление красиво попиариться, а несогласованность действий оппозиции. В то же время, публично озвученное намерение написать проект за полчаса – за час также выглядит странным, так как в истории украинского парламентаризма бывали случаи формулирования проектов постановлений прямо в зале, «с голоса». Да и несколько законопроектов на данную тему у оппозиции есть.

Во-вторых, отказ БЮТ-Б, НУ-НС и двух «новичков» («Свобода» и УДАР) от компромиссных решений. Если абстрагироваться от сути требований, то оппозиционные «старожилы» ставят под сомнение начало работы нового парламента. На первый взгляд, здесь действительно есть момент демонстрации силы (прежде всего, для «новичков»), вот, мол, какие мы непоколебимые и жесткие. Но подтекст такого поведения может быть несколько иным. Например, жесткая позиция БЮТ-Б и НУ-НС – это ультиматум «Свободе» и УДАРу: вы или с нами – или против нас. Это, как минимум, осложнит консультации между провластными и оппозиционными парламентскими силами. Неуступчивость «старожилов» также может быть продиктована намерением разделить ореол радикализма с успешными на выборах «новичками» и тем самым возглавить радикальное крыло новой Рады. И еще один момент – практический. Показав консолидированность и жесткость, оппозиция попробует «отбить» себе побольше комитетов.

А заодно – сломать «свою игру» Владимиру Литвину, которого рановато списали со счетов. Дискуссии в Партии регионов вокруг кандидатур в спикеры продолжаются, но пока что компромиссной фигуры нет. Между тем, на «нулевом» этапе очевидно, что спикером должен быть человек опытный, умудренный Регламентом и искушенный в маневрах, а также в некотором смысле управляемый. Судя по тому, что на заседании Подготовительной группы, после демарша оппозиции, спешно был избран председатель ПГ, у Владимира Литвина появился крохотный шанс. Если ему удастся изыскать компромисс на этапе ПГ, он, образно выражаясь, сдаст зачет на спикерство. Вполне вероятно, что вступление Владимира Литвина в группу от Партии регионов – большой шаг к спикерству в новой Раде.

Мог ли спикер ВР 6 созыва с умыслом назначить первое заседание Подготовительной группы на 22 ноября, когда «оранжевая» часть оппозиции отмечала годовщину революции и День свободы? В такую дату, конечно, БЮТ-Б и НУ-НС должны быть неуступчивыми. И это на руку кандидату в новые спикеры Владимиру Литвину, он фактически анонсировал раскол новоизбранного парламента, подыграв себе как кандидату, умеющему «изыскивать компромиссы». Косвенно версию о Литвине-спикере подтвердил на заседании ПГ Николай Азаров, который многозначительно заметил, что вести заседание доверили именно Владимиру Литвину. «О чем это говорит?», - вопрошал премьер. Оппозиция молчала, так как догадывалась, о чем именно, и готовилась к новому раунду переговоров.

Новый раунд не запоздал – закрытое совещание в пятницу 23 ноября должно было стать отправной точкой в поиске компромисса. Не исключено, лидеры нового парламента хотели поговорить «без камер» и это был предметный разговор. Но итоги этого разговора были неожиданными, прежде всего, для Владимира Литвина. Это косвенно подтверждает серия заявлений и сообщений пресс-службы парламента, больше напоминающих контратаки. В новом парламенте если еще и нет провластного большинства, то наверняка имеется союз против Литвина, и он достаточно крепкий, чтобы противостоять тем, кто стоит за фигурой спикера Рады 6 созыва. В любом случае, сводя основную проблему нового парламента к персоне в кресле спикера и к персональному голосованию, обе стороны набрали слишком краткосрочные «козыри», чтобы не начать их сбрасывать в ближайшие дни. Это значит, что публичные заседания Подготовительной группы вновь будут неудачными. Но буквально за пару часов до первой пленарки все решится, как по волшебству.

И сейчас весь вопрос в том, кто же победит в схватке за статус главного парламентского чародея.  

Лилия Брудницкая,

эксперт Центра структурной политологии «Выбор»