23:58 / 01.09.2012 Политика

Простое рейдерство

Как Лев Миримский хапнул три санатория

Илья Токарев

Представьте себе ситуацию: два ваших соседа ни с того ни с сего взяли и заключили договор купли-продажи вашей квартиры. Вы, конечно, об этом ничего не знаете, спокойно ходите на работу, строите планы, растите детей и делаете ремонт. Потом, благодаря связям в судах, сосед-«покупатель» доказывает, что раз сделка состоялась, значит, «продавец» должен передать ему вашу квартиру. И суд передает, а вашего мнения при этом никто не спрашивает. Абсурд? Сказка? Бред? Нет, это реальность – классическая рейдерская схема захвата чужой собственности. Примерно таким способом люди близкие ко Льву Миримскому украли у трудового коллектива евпаторийцев три санатория.

Слово «рейдерство» вошло в обиход около семи лет назад. Но сама практика отъема собственности через «купленные» решения судов, конечно, была и раньше. Недоброжелатели Льва Миримского говорят, что он стал одним из первых бизнесменов, внедрявших на украинской территории обкатанные россиянами рейдерские схемы. Начинал со сравнительно мелких кусков собственности, а потом взялся за лакомую евпаторийскую здравницу – ЗАО «Волна», в состав которого входили три крупных санатория.

Справка:

На момент создания, в собственности ЗАО «Волна» было около тридцати гектаров земли. Не сложно посчитать, что в нынешних ценах на евпаторийскую недвижимость, это как минимум 15 миллионов долларов. И это не считая самих санаториев!

Легкая добыча

Схему «прикарманивания» евпаторийских санаториев раскручивали десять лет. Поэтапно, шаг за шагом, дельцы готовили плацдарм для юридического удара. Тяжелой артиллерией должны были стать «правильные» судьи, которые бы вынесли нужное решение, забрав акции у трудового коллектива. Говорят, верховодил рейдерским захватом через подставных лиц сам Лев Миримский. Утверждать не будем, хотя в конце схемы акции стоимостью несколько миллионов гривен оказались у… отчима супруги Миримского Александра Бредучева.

Но обо всем по порядку.

ЗАО «Волна», на балансе которого находятся три санатория: «Солнечный», «Таврия» и «Прометей» – очень лакомый кусок. Развитая инфраструктура, огромная территория, и принадлежит все это… трудовому коллективу здравницы. Общественная организация «Трудовой коллектив ЗАО „Волна“» владела 55% процентов акций. Конечно, работники курортной отрасли – это не миллионеры, защитить себя им гораздо сложнее. Три санатория стали для Миримского легкой добычей.

В 1998 году была зарегистрирована фирма «Трудовой коллектив „Волна“», подконтрольная, по слухам, Льву Миримскому. Конечно, она не имела ничего общего с владельцем здравниц – общественной организацией с таким же названием. Вскоре фирма якобы продает некому гражданину по фамилии Неня, жителю Луганской области, 55% акций санаторного комплекса (которыми, напомним, владеет ничего не подозревающая общественная организация «Трудовой коллектив ЗАО „Волна“»). Сделка проходит на условиях отсроченного платежа, а сами дельцы не имеют ни к акциям, ни к имуществу «Волны» никого отношения! Разве что названия у реального владельца и подставной фирмы похожие.

Главное – связи в суде

Спустя десять лет приходит время платить – и покупатель Неня вроде бы согласен отдать деньги и приобрести 55% акций. Вот только требует через суд, чтобы договор, согласно которому трудовой коллектив владеет акциями, признали недействительным, а все акции перевели на счет того самого ООО, у которого их в помине не было, и у которого, он их каким-то образом купил еще десять лет назад! Абсурд? Нет. Это только начало классической рейдерской схемы.

Несложно догадаться, что «правильный» суд Старобельского района Луганской области удовлетворил весьма странные требования покупателя. Более того, в течение одного дня акции были переведены на счет ООО, а настоящий трудовой коллектив остался ни с чем. Дальше – больше. Через две недели созывается собрание новых хозяев ЗАО «Волна», которые отстраняют от управления всю дирекцию предприятия.

Один из ближайших политических соратников Миримского сообщил «Республике», что политик провернул рейдерскую схему через помощников, а сам даже ни разу не был в санаторном комплексе. «А потом, когда уже все отсудили, Лева счастливый ходил по санаториям и ахал: „Что, этот корпус тоже теперь мой? Ну ни хера себе!“ Радовался, как ребенок, гулянку всем устроил»,– рассказал наш собеседник.

Пока настоящие хозяева бегут в суды, Неня уходит со сцены (свою роль он уже сыграл), а подставное ООО продает 55% акций через «Крымский финансовый центр» (по слухам, тоже подконтрольный Льву Миримскому) трем частным лицам. Все сделки прокрутили за несколько месяцев 2008 года. Такая вот оперативность.

Здесь у наивного человека возникнет масса вопросов. Например, почему судья обычного районного суда на Луганщине стал заниматься спором, который мог рассматривать только специализированный хозяйственный суд? И почему судья принял решение отобрать пакет акций у коллектива здравницы, даже не поставив коллектив в известность? Не будем ничего утверждать – напомним только, что два созыва Верховной рады Украины Лев Миримский был членом парламентского комитета по борьбе с оргпреступностью и коррупцией – а этот комитет согласовывает назначение на должность каждого судьи. То есть у главного героя статьи была прекрасная возможность обзавестись связями в судейском корпусе.

Зарплату выбивали годами!

Что творится сейчас в некогда благополучном ЗАО «Волна», знают многие евпаторийцы, рискнувшие туда устроиться поработать на сезон. Например, зарплату за июнь прошлого года новые собственники выплатили только этим летом (!).

«Сколько раз подходил к руководителям, обещал, что пойду в суд, если мне не заплатят – никакого толку! – рассказывает Анатолий, проработавший на предприятии несколько месяцев в 2011 году. – Один начальник мне прямо сказал – иди, мол, куда хочешь. Все равно ничего не добьешься».

Уверенность новых руководителей понятна: раз уж отобрали внаглую санатории, то, что там те людишки? Вот только дельцы не учли, что ситуация изменилась, и, кроме судей, подконтрольных Льву Миримскому, появились и нормальные чиновники. В дело вмешалась прокуратура, деньги людям вернули.

Кстати, не исключено, что в ближайшее время описанной выше схемой рейдерского захвата тоже всерьез займутся правоохранительные органы. Вопросы должны возникнуть и к «продавцу» чужого имущества, и к «покупателю», и к судье, принимавшему сомнительное решение – Виталию Озерову (его, кстати, уже не раз привлекали к дисциплинарной ответственности за многочисленные нарушения). А потом, может, доберутся и до главного организатора схемы – Льва Миримского.