Народные депутаты страстно хотят узнать, кто разблокировал Раду
Оппозиция открещивается от сепаратных переговоров, большинство – от обмана оппозиции
Верховная Рада внезапно заработала, когда от нее этого меньше всего ожидали, – в пятницу вечером. Внеочередное заседание было стремительным и малопонятным даже для самих депутатов. Помимо информации от «силовиков» о взрывах, парламентариев интересовало, как удалось разблокировать Раду. Особенности внезапной «пленарки» породили сразу несколько версий.
Переговоры вдруг принесли результат
Еще утром в пятницу 27 апреля казалось, что «глухая» блокада Рады не будет прорвана. Лидеры фракций намертво увязли в бесконечных Согласительных советах, одинокие представители фракций неохотно шли на контакт. Судя по всему, переговоры зашли в тупик. Ближе к полудню пятницы Верховная Рада опустела, разве что в зале заседаний осталась небольшая группка оппозиционеров. Представители фракции Партии регионов заговорили о субботнем внеочередном заседании, хотя инициаторы блокады заявили, что оставят в зале «достаточно депутатов, чтобы не допустить разблокирования».
Читайте также: Состоялось нормальное заседание Рады.
Очевидно, силовой сценарий в четверг 26 апреля, если и всплывал, то был окончательно списан. Вместо этого парламентское большинство могло ожидать, что с возобновлением судебных заседаний по очередному делу Тимошенко в Харькове фракция БЮТ-Б переместится туда, потеряв интерес к блокированию Рады. Тем более, сессия ПАСЕ закрывается. Со своей стороны, парламентская оппозиция также понимала, что время работает против нее. И если 1 мая сорвутся выплаты ветеранам, то, как разоткровенничался первый заместитель председателя фракции Партии регионов Михаил Чечетов в пятницу 27 апреля на брифинге в Раде, «мы донесем до каждого города, села и поселка, кто виноват».
Так что основания для результативных переговоров были.
Подоплека заседания. Большинство провело оппозицию
Именно такую версию озвучил на брифинге в кулуарах парламента в пятницу 27 апреля вечером сразу после заседания народный депутат (фракция НУ-НС) Арсений Яценюк, снабдив ее термином «политическое мародерство». Как отметил «объединенный оппозиционер», парламентское большинство использовало взрывы в Днепропетровске как прикрытие, чтобы созвать заседание и «протащить» присягу Валерии Лутковской и принять другие интересующие их вопросы.
Стоит отметить, что в пятницу 27 апреля, но утром, лидер фракции НУ-НС Николай Мартыненко заявил, что владеет информацией о попытке разблокирования Верховной Рады в субботу, так как парламентское большинство намерено «собраться в зале для решения каких-то своих вопросов». Эта информация могла исходить только от самого парламентского большинства, которое на тот момент активно обсуждало идею субботнего внеочередного пленарного заседания. Следовательно, переговоры, в том числе и сепаратные, наверняка велись, и варианты обсуждались. Хотя бы потому, что БЮТ-Б просто не мог оставить в зале внушительное представительство.
Оппозиция пыталась разменять «силовиков» на Генпрокурора
Так что куда вероятнее версия о том, что фракция Партии регионов и БЮТ-Б с НУ-НС договорились о пленарном заседании, в том числе, согласовав вопросы повестки дня. Однако, видимо, оппозиция настояла на почетной сдаче.
Во-первых, формально блокада продолжалась. Заседание вел первый вице-спикер Адам Мартынюк не из президиума, а со своего депутатского места в зале. «Силовики» по взрывам в Днепропетровске также выступали с мест. Представители оппозиции держали оборону в президиуме, но вели себя спокойно. Кричать они начали только во время присяги омбудсмена Валерии Лутковской.
Читайте также: ВР провалила вопрос о недоверии Генпрокурору.
Во-вторых, поворотным моментом стал вопрос о недоверии Генеральному прокурору. Проект соответствующего постановления Верховной Рады был поставлен на голосование, но набрал аж два голоса. Адам Мартынюк заметил, что «подтверждается, что голосов для выражения недоверия Генпрокурору нет». После этого заседание было закрыто. У журналистов возник вопрос, почему оппозиция не препятствовала присяге Лутковской (если не считать криков «Позор!») и не сорвала голосование по Генпрокурору? Ответа они так и не получили, кроме, разве что, признания Арсения Яценюка о существовании договоренностей. Теперь оппозиционер называет «договорное» заседание нелегитимным.
Не исключено, велись разговоры, что на внеочередном заседании оппозиция сможет задать вопросы «силовикам», а большинство поставит на голосование вопрос о Генпрокуроре, а там «как решит зал». Возможно, существовало и пакетное соглашение: Генпрокурор в обмен на информацию «силовиков» и Лутковскую, но голосов – причем, оппозиционных - не хватило. Винить в срыве голосования некого, и БЮТ-Б с НУ-НС дали «задний ход».
Раду доблокируют до раскола
Сейчас в Верховной Раде двухнедельный перерыв в пленарках, - депутаты работают в округах и в комитетах. Блокировать, фактически, нечего. И некому.
Но оппозиция заявляет, что продолжит блокаду, причем, даже в праздники. Об этом заявил заместитель лидера фракции БЮТ-Б Андрей Шкиль в комментарии журналистам вечером в пятницу 27 апреля, по итогам внеочередного заседания. По его словам, фракция поедет в Харьков, но Верховная Рада «работать не будет». Как именно БЮТ-Б обеспечит блокаду, Андрей Шкиль не уточнил. В то же время, он не подтвердил и версию о группе депутатов, которые останутся в сессионном зале.
Читайте также: Даже события в Днепропетровске не заставят оппозицию разблокировать Раду.
Тем не менее, ситуация беспокоит регионалов. В частности, председатель Регламентного комитета Владимир Макеенко, комментируя журналистам внеочередное пленарное заседание в пятницу 27 апреля вечером в кулуарах Рады, отметил, что были случаи, когда в Украинском доме собирались. Парламентарий не зря провел исторические параллели: в начале февраля 2000 года проправительственное большинство проводило заседания именно так, обстановка была схожей. Тем более, регионалы постоянно подчеркивают, что намерены урегулировать ситуацию исключительно «путем переговоров».
Напомним, по мнению СМИ, Лутковская нужна Лавриновичу, чтобы защищать его незаконный бизнес.
Как ранее сообщал «Багнет», вместо того, чтобы давить на кнопки, депутаты давят на нервы.
Лилия Фоменко