В конце недели в Раде не работали - выборы виноваты
Большинство и оппозиция обвинили друг друга в реализации сценариев по срыву парламентского марафона-2012
Всю неделю собираясь с силами, парламентская оппозиция в пятницу 24 февраля все-таки устроила блокаду. Пленарного заседания не было даже формально: народные депутаты от БЮТ-Б и НУ-НС заняли позиции в президиуме с раннего утра, и спикер не смог зайти в зал.
Последний блин недели вышел комом
О возможности блокады предупреждал в четверг 23 февраля заместитель председателя фракции БЮТ-Б Роман Забзалюк. Однако в среду 22 февраля лидер фракции БЮТ-Б Андрей Кожемякин, отвечая на вопрос, стоит ли ожидать блокады в пятницу (из-за законопроекта о ГТС), заявил, что, скорее всего, нет, так как радикализм неэффективен, и лучше подавать альтернативные законопроекты.
Здесь стоит отметить, что не все члены фракций БЮТ-Б и НУ-НС были заранее проинформированы о блокаде. Во всяком случае, те, кто слегка опоздал на пленарное заседание в пятницу 24 февраля, в ответ на вопрос, почему их фракции заблокировали Раду, переспрашивали «а что, блокируют?», пожимали плечами и почти бежали в зал, роняя на ходу, что их никто не предупреждал и не информировал. Вряд ли это конспирация – скорее, вся спецоперация на пятницу 24 февраля разрабатывалась узкой группой лиц.
Версия оппозиции: большинство работает по российскому сценарию
Ближе к полудню 24 февраля лидеры парламентской оппозиции наконец-то озвучили свои претензии. Арсений Яценюк (фракция НУ-НС) заявил, что блокада не будет снята, пока оппозиция не встретится с Президентом Украины. По словам парламентария, надо обсудить выполнение резолюции ПАСЕ и добиться гарантий запрета на приватизацию украинской ГТС. Следом за ним лидер фракции БЮТ-Б Андрей Кожемякин выразил недоверие спикеру Владимиру Литвину, так как договоренности согласительного совета вечером 23 февраля (после которого, предположительно, и было принято решение о блокаде) не были выполнены утром 24 февраля.
Однако, по словам Владимира Литвина, на согласительных советах, в том числе и утром 24 февраля, БЮТ-Б и НУ-НС были предложены различные варианты, но оппозиция упорно отказывалась искать компромисс. Это наводило на мысль о сценарии. Спикер озвучил – целью является введение Верховной Рады в ступор. Но оппозиционный «Фронт змин» обвинил в реализации сценария как раз парламентское большинство: через обращение в Конституционный суд по поводу одновременного выдвижения в округах и в партийных списках якобы готовится срыв парламентских выборов путем отмены либо существенного изменения закона о выборах. Причем особо отмечается то, что курирует этот процесс «российский» специалист.
Версия большинства: оппозиция играет против Украины
Заявление «Фронта змин» многое объясняет. В частности, вскрывает истинную подоплеку пятничной блокады. Если сопоставить даты, информация об обращении в КС появилась вечером 23 февраля. Тогда же, ориентировочно, парламентская оппозиция приняла решение блокировать Раду.
Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов на брифинге 24 февраля косвенно подтвердил версию оппозиции об истинной подоплеке блокады, но с другого конца: не большинство намерено фальсифицировать выборы, а зарубежные организации готовятся дестабилизировать ситуацию в Украине, в частности, путем непризнания результатов парламентского марафона.
Итак, оппоненты сошлись на одном, - на выборах и соответствующем законе, который БЮТ-Б и НУ-НС считают одним из крупнейших завоеваний политсезона-2011. Следовательно, здесь и кроется истина.
Выборы еще не начались, а конкуренты ссорятся
Опасность для БЮТ-Б и НУ-НС заключается в возврате к старому закону о выборах. Если это произойдет, принимать участие в выборах смогут только партии (не исключено, разрешат и блокам). Возможно и снижение проходного барьера до символического 1% со ссылкой на требование мирового сообщества и Венецианской комиссии. Все эти изменения существенно снижают шансы кандидатов от оппозиции получить солидное представительство в Верховной Раде нового созыва.
Но лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов много раз заявлял, что закон о выборах переписываться не будет. Разве что норма об одновременном выдвижении. Да и то не факт. Это выбивает у оппозиции серьезный аргумент против большинства. Следовательно, надо подыскивать другие.
В пятницу 24 февраля Владимир Литвин предположил, что цель оппозиции - спровоцировать мировое сообщество на «более жесткую реакцию по Украине». Нет диалога в Раде – нет работы и результата. Кстати, в пятницу 24 февраля Евгения Тимошенко (дочь Юлии Тимошенко и ее общественный защитник) принимала участие в ток-шоу телеканала ВВС. Возможно, в Верховной Раде создавался соответствующий событийный фон. Именно поэтому в пятницу 24 февраля в Раде был сорван Час вопросов к правительству, где речь должна была идти, помимо состояния озимых, о выполнении резолюции ПАСЕ. А над президиумом почему-то вывесили транспарант «Юле волю!», хотя, на сей раз, о Юле говорилось крайне мало. Зато горячо хотели встретиться с Президентом, зная, что глава государства пребывает на Днепропетровщине с рабочей поездкой.
Сценарий обязательно будет иметь продолжение. Вечером 24 февраля стало известно, что 51 народный депутат оспорил в Конституционном суде одновременное баллотирование в округах и по спискам. Так что надежды Владимира Литвина, что «за две недели они остынут», могут и не сбыться.
Напомним, всю неделю с 21 по 24 февраля оппозиция требовала выполнить резолюцию ПАСЕ, но сорвала обсуждение вопроса, который сама и инициировала.
Как ранее писал «Багнет», Верховная Рада может поддержать проект постановления о выполнении требований ПАСЕ.
Лилия Фоменко