Чтобы стать нардепом нужно $1-15 млн. или яркая харизма
Новый закон о выборах в Верховную Раду увеличил неофициальные ставки за «вход в большую политику»
Смешанная избирательная система и работающая система защиты от фальсификаций в выборах могут привести к большому разбросу цен на «черном» политрынке. Предпосылки есть.
Выборы обойдутся дороже для всех
Новый закон о выборах поднимет стоимость мандата, но и приведет к разбросу цен на «черном» политическом рынке. Такое мнение высказывали «Багнету» представители некоторых фракций на условиях анонимности.
В частности, собеседники предполагали, что цены на место в проходной части списка вырастут из-за сокращения количества партийных мандатов. В то же время, победа в мажоритарном округе обойдется в разы дешевле. Тем не менее, звучали и мнения о подорожании по всем направлениям. В частности, народный депутат (фракция НУ-НС) Иван Заяц в эксклюзивном комментарии «Багнету» подчеркнул, что избирательная кампания «подорожает по нескольким направлениям, и вырастут ставки для тех, и для тех, кто захочет купить себе место в списках, и для тех, кто захочет, чтобы его согласовали на мажоритарный округ». «Безусловно, места в списках будут продаваться», - отметил в эксклюзивном комментарии «Багнету» народный депутат (группа «Реформы ради будущего») Тарас Черновол.
Мандат подорожает на 20%
Цены назывались разные. Если летом, когда переделка избирательного законодательства была идеей, место в списке стоило от $200 тыс. до $3 млн., а партию оптом сделать парламентской (с минимальным представительством) можно было за $5 млн., то уже 18 ноября вечером собеседники в Раде не отрицали: теперь место в проходной части списка «потянет» на $7-15 млн., (в отдельных случаях – $20 млн.). А тихий округ в сельской местности обойдется соискателю места народного представителя минимум в $1 млн. При этом, парламентарии оценивали рост ставок на вход в большую политику в среднем в 20%.
Если сравнить, то на местных выборах минимальные ставки в «жирные» советы колебались в пределах $20-100 тыс. (райсовет), средняя цена мандата составляла $300-500 тыс., если кандидат мало известен или имеет дурную славу, стоимость достигала до $1,5 млн. По тому же принципу будут формироваться цены и на парламентских выборах.
На «черные» ставки повлияет и то, что количество «продажных мест» в списках значительно сократится. Во-первых, депутатов от партий будет не 450, а 225. Во-вторых, сами политики признаются, что разбавлять списки сторонними людьми опасно, так как потом эти товарищи могут оказаться совсем не товарищами. «Тушки» хороши только тогда, когда они не твои.
Цены эти не окончательные. Как отмечали источники, точнее примериться к стоимости избирательной кампании можно будет после поездок в округа и дополнительных совещаний в самих партиях.
Бюджетный вариант для партий: мажоритарные округа
5% барьер преодолеть сложнее и дороже, чем 3%. Нужно завоевать симпатии около 3-5 млн. электоральных единиц. И это, с одной стороны, поднимет цены на услуги политтехнологов, с другой, приведет к жесткой борьбе между партиями, не преодолевающими барьер, в мажоритарных округах (что также скажется в объемах денежных вливаний в округ). Фактически 225 одномандатных округа превратятся в аукционы одного мандата. Потому что мажоритарка обойдется в разы дешевле, а партией сброситься на нескольких своих кандидатов, легче, чем бороться за мандат в одиночку. Особенно актуален этот момент при том, что введен запрет партийных блоков.
По последним социологическим исследованиям, в Верховную Раду пройдут четыре партии. Возможно, что к осени-2012 их будет пять. Внепарламентские силы попытаются отыграться в округах. И здесь может получиться либо аукцион, кто больше вкачает денег в дорогих избирателей, либо заманивание известных, раскрученных и публичных. В последнем случае еще неизвестно, кто кому будет должен.
Бесплатная харизма – дороже денег
«Разговоры оппонентов мажоритарки про какие-то деньги или про какие-то гречки не выдерживают никакой критики, – в эксклюзивном комментарии развеял сомнения «Багнета» народный депутат (фракция Партии регионов) Ярослав Сухой, – Если эти люди боятся избирателей, пусть не идут на выборы вообще, ни по спискам, ни по мажоритарке. Если они не верят людям, то тем более пусть не идут. Если они думают, что все люди продажные, то тем более не имеют права называться народными депутатами Украины».
Как считает сам нардеп Сухой, «для избирателя сейчас главное не деньги, а харизма, обязательность и – самое главное! – жизненный путь, кто ты такой есть, чем известен и как…».
Из бесед с народными депутатами получается, что эконом-вариант – все-таки мажоритарка.
«Я дважды избирался в одном и том же округе. В первый раз мне выборы обошлись в 20-30 тыс. грн., в основном, для того, чтобы напечатать агитматериалы, распространить, проплатить в конце, когда люди ходили и агитировали. Все!»
«Я два раза избирался по мажоритарному округу и у меня были очень дешевые избирательные кампании, – вспоминает Тарас Черновол, – Я могу оценить, что в 1998-м году выборы мне обошлись чуть больше чем $10 тыс., а в 2002-м году (поскольку я вел, помимо своей кампании, еще блок и «Наша Украина»), то где-то в 2-3 раза дороже».
Политики не продаются, их капитал – порядочность
Впрочем, не все народные депутаты признают наличие «черного» политического рынка. Категорически отрицает продажу мест как в списке, так и в мажоритарных округах лидер фракции Народной партии Игорь Шаров.
«Продавать места незаконно, никто этим заниматься не будет» - заявил он, отвечая на вопрос «Багнета».
«Я не знаю такой формы, как стоимость места в списке. Я, к счастью, с таким в своей политической жизни не сталкивался, – решительно заявил в эксклюзивном комментарии «Багнету» лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов, – Что касается мажоритарщиков, то это право самого кандидата определяться, в рамках каких затрат он будет проводить свою кампанию. Некоторые тратят большие деньги. Некоторые, кто имеет большой авторитет в избирательных округах, они практически ничего не тратят, потому что люди за них и так голосуют, так как кандидаты являются порядочными людьми».
Напомним, «Багнет» писал: в Украине подорожает избирательная кампания.
И, как ранее сообщал «Багнет», новый закон о выборах выявил шизофреников.
Лилия Фоменко