14:16 / 10.11.2011 Политика

Выборы-2012: все решат семь дней и два процента

Парламентские интриги вокруг нового закона о выборах имеют пять вариантов развития событий

Народные депутаты вовсю работают над новыми правилами комплектации новой Рады, но пока что каждая фракция – трудится на свой лад. Сказывается разность интересов в конечных результатах этой работы.

Сценарий №1: Сначала примут – потом доработают

Оптимисты верят, что закон о выборах успеют переписать и даже принять еще в этом месяце. В частности, такое мнение в эксклюзивном комментарии «Багнету» высказал народный депутат (фракция Партии регионов) и представитель Президента Украины в Верховной Раде Юрий Мирошниченко. Как отметил парламентарий, «не было бы смысла создавать эту комиссию, если бы не было ожиданий, что эта работа будет сделана». По словам Мирошниченко, настрой на первом заседании «был конструктивным, и мы надеется, что удастся подать пример единения политических сил в парламенте, чтобы обеспечить честные и прозрачные выборы».

Работа над согласованием проекта законопроекта действительно в разгаре. Если он все же получится цельным продуктом и будет принят в первом чтении, то это значит, что стороны договорились о главном и оставили до второго чтения доработку мелких нюансов (так как вряд ли законопроект выйдет полностью готовым к употреблению с первого захода).

Оппозиции такой вариант подходит, потому что вырвать системную уступку у «регионалов», располагающих достаточным количеством голосов для поддержки своего проекта – серьезное достижение. Фракции большинства, в свою очередь, попробуют отыграться в деталях, внося изменения вплоть до даты голосования. Скорее всего, это будут коммунисты и, как ясно из заявлений спикера, его соратники-народники.

Сценарий №2: Оппозиция пишет – большинство корректирует

Принципиальный вопрос – какой проект будет базовым для дальнейшей доработки? Их же сейчас пять. Больше всего шансов у варианта от Партии регионов, который прошел проверку Венецианской комиссии и был, по словам лидера фракции ПР Александра Ефремова, адаптирован к ее рекомендациями.

Четыре конкурирующих законопроекта такого существенного «плюса» не имеют. Но не факт, что они будут отбракованы. Вот Юрий Мирошниченко не подтвердил «Багнету» информацию некоторых СМИ о том, что вопрос о базовом проекте был решен в ходе закрытого заседания 8 ноября. Нардеп отметил, что «на первом заседании обменялись мнениями, и пока что все пять законопроектов являются предметом рассмотрения», однако подчеркнул, что «они во многих нормах являются взаимоисключающими, поэтому какой-то текст надо выбрать за основу».

Если парламентская оппозиция настоит на доработке одного из своих законопроектов, формально регионалы останутся в составе комиссии, но на деле их вряд ли устроит возможность писать поправки. Такой документ имеет низкие шансы быть принятым, и в НУ-НС с БЮТ-Б это сейчас отлично понимают.

Парламентарий, пожелавший остаться неизвестным, в беседе с корреспондентом «Багнета» намекнул, что не все  оппозиционеры в восторге от чистой  «пропорционалки». В то же время, они отдают отчет, что споры вокруг базы расколют комиссию и дадут преимущество «регионалам». С этих позиции лучше сдать основное тело закона большинству и драться за детали. Которыми станут: баланс двух избирательных систем и высота барьера.

Сценарий №3: Тела внесут в зал и умоют руки

Впрочем, комиссия может мирно работать, но ничего не произвести на свет в итоге своей работы. Это произойдет, если стороны не выйдут на общий документ. Или совместный проект будет написан, но не одобрен оппозицией, у которой, как заметил лидер фракции ПР Александр Ефремов, «постоянно меняется позиция». Ефремов, кстати, в эксклюзивном комментарии «Багнету» дал понять, что если работа комиссии не увенчается успехом, в зал попросту будут вынесены все пять имеющихся законопроектов, опять пройдет рейтинговое голосование, определится лидер – и все начнется сначала.

Для оппозиции это плохие новости. Потому что им придется настаивать на своих поправках уже не с позиции равноправных членов комиссии, а как оппонентов. С блокадами и прочими атрибутами политического противостояния. При таком раскладе, высоки шансы стать законом у проекта от ПР.

БЮТ-Б и НУ-НС уже пригрозили не признать выборы по новому закону легитимными. Для власти это важный момент. Впрочем, если работу комиссии сорвет не она, а оппозиция, то все претензии той придется предъявлять самой себе, ведь регионалы «горят желанием укрепить единение» в зале под куполом.

Сценарий №4: Парламенту устроят референдум

Экстремальный вариант, который все же озвучивается в кулуарах. Поскольку Верховная Рада себя во многом дискредитировала, крах работы комиссии по переделке избирательного законодательства окончательно заведет народных избранников в тупик. С одной стороны, оппозиция выиграет время и может даже свою «пропорционалку». С другой – это отразится на рейтингах, так как люди отреагируют на неспособность договориться, что может ударить и по позициям провластных сил.

Потому власть может прибегнуть к народному вече – к референдуму. Ну, а Раде, в таком случае, лучше бы самораспуститься (что вряд ли реально). Поэтому, скорее всего, парламент останется в полурабочем состоянии, что только усилит тягу людей к голосованию за конкретного человека и с привязкой к округу.  

Контуры будущего референдума уже просматриваются. Исходя из социологических данных (где, судя по результатам последних опросов, «мажоритарка» популярна снова), украинцам предложат поддержать возврат «мажоритарки». Против народного мнения не устоит и Венецианская комиссия.

После референдума все еще действующая ВРУ быстро имплементирует народное волеизъявление, и – бегом на выборы. А если не имплементирует, то политикум получит «проседание» рейтингов оппозиционных парламентских партий, стабилизацию у ПР и рост популярности новых партий.

Сценарий №5: Все останется, как есть, до 2017 года

Парламентскую оппозицию устраивает действующий закон. Тем более, он в свое время был одобрен Венецианской комиссией.

БЮТ-Б и НУ-НС вполне способны сорвать работу комиссии ради сохранения выборов по «пропорционалке», но остановить изменение правового поля им сложно. Это реально только в том случае, если новым проектом от ПР недовольны партнеры по коалиции, и оппозиция уверится, что они точно не дадут голоса под законопроект «регионалов».

Разногласия в большинстве действительно есть. Лидер фракции КПУ Петр Симоненко  выступил за снижение барьера до 1%. Ту же мысль ранее озвучивал и спикер Владимир Литвин. Безбарьерная гонка мила сердцу тех, кто успел выделиться из крупной партии с отдельным законопроектом, а таких в нынешнем созыве Рады минимум четверо. За новыми лидерами стоят реальные парламентские голоса. И хотя почти все они концентрируются в оппозиции, такое подспорье было бы не лишним и для ПР, особенно на фоне демарша КПУ. Но 1% Партия регионов вряд ли воспримет серьезно. Скорее, речь пойдет о сохранении 3%.

Барьерный вопрос может затянуться, и тогда просто не останется времени даже на голосование хоть по каким-то поправкам. И выборы пройдут по действующим правилам.

Кстати, Юрий Мирошниченко в беседе с «Багнетом» назвал то, что может осложнить написание согласованного законопроекта. Это «политические амбиции и недоверие…По всему остальному можно договориться».

Напомним, в Партии регионов не видят проблем с 5% барьером.

Как ранее сообщал «Багнет», парламентские выборы сдерживают рост цен на газ в Украине.

Лилия Фоменко