Украина в ЕЭП пойдет через камеру Тимошенко
Но этот вопрос будет решен не сейчас
18 октября прошел Второй украинско-российский форум в Донецке. Как и ожидалось, мероприятие оказалось знаковым для обоих государств. В частности, приняты решения по значимому для России варианту создания Таможенного союза – с активным участием Украины. И один из ключевых вопросов понимания между украинской и российской стороной – приговор, вынесенный экс-премьеру Юлии Тимошенко в Киеве 11 октября.
«Союз, но не только Таможенный»
Таможенный союз (ТС) – это ключевой вопрос для российской стороны. Как ранее заявлял директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко, без Украины ТС нежизнеспособен. Ключ к пониманию этого факта не только в том, что Украина после распада СССР сохранила значительные ресурсы, которые питали сверхдержаву, а также значительную часть инфраструктуры. Дело связано, прежде всего, с историей и менталитетом.
По мнению политологов, Таможенный союз – это попытка авторитарного тандема президента РФ Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина (которого уже в открытую называют будущим президентом) заново возродить былую мощь Советского Союза. Ну, хотя бы попытаться это сделать. И участие Украины в проекте реинтеграции бывшего советского пространства принципиально: Беларусь и Казахстан, безусловно, годятся на роль держав-сателлитов, но оба этих государства на геополитической арене слабее не только России, но и Украины.
Российскую сторону понять можно.
Тем не менее, у Украины есть и свои интересы. В частности, аналитик Центра Восточных исследований Славомир Матушак заявляет, что крупному бизнесу Украины не очень выгодно вступление в Таможенный союз. По его мнению, крупные бизнесмены Украины «выступают против активного присоединения Украины к Таможенному союзу, поскольку опасаются возможного захвата их собственности россиянами».
Российский политолог, эксперт по украинско-российским отношениям Андрей Окара заявляет еще более прямо: «Питерская элита имеет прошлое в КГБ времен СССР. Они стали в 2000-е годы олигархами новой формации, силовыми олигархами. И эти олигархи донецких олигархов просто на шашлыки или на куски порвут».
Безусловно, конфликт отношений России и Украины не в том, что Юлия Тимошенко Путину симпатична, а у Януковича нет ни белокурой косы, ни макияжа, ни сумочки от Луи Виттон.
«Экономический национализм характерен украинским власть имущим», – так комментирует Окара политику Украины в отношении к России.
Нельзя отрицать явных выгод ТС: в частности, неоднократно говорилось о том, что экспорт украинских товаров на российский рынок намного выгоднее экспорта этих товаров на рынок европейский. Однако и геополитические мотивы не учитывать тоже нельзя.
В сознании большинства украинцев вступление Украины в Таможенный союз – это, похоже, только начало восстановление мощной авторитарной сверхдержавы на просторах северной Евразии. И прогибаться под Россию снова они не хотят.
«А у нас в квартире газ...»
Газовые соглашения – еще один большой вопрос на линии Украина-Россия. И, в отличие от проекта Таможенного Союза с участием Украины, он задевает напрямую интересы украинских граждан. Особенно малоимущих их категорий.
«Все, чего мы хотим – средняя европейская цена за импортный газ. Если мы этого не добьемся, то будем вынуждены поднять внутренние цены», – заявил Виктор Янукович в интервью западным журналистам вечером 17 октября. Ранее подобное высказывал вице-премьер Сергей Тигипко.
Ответственность за высокую (в 500,5 долларов за тысячу кубометров, по словам Тигипко) цену на газ несет экс-премьер Тимошенко. И здесь, безусловно, одним из ключевых вопросов станет приговор, недавно объявленный для Леди Ю. Именно используя приговор суда украинская власть, по мнению экспертов, имеет возможность надавить на российского пока еще премьера Владимира Путина. Директор Российско-украинского информационного центра Олег Бондаренко уверен: да, судьба Тимошенко может стать предметом торга в российско-украинских отношениях. Вот Европейский союз торговаться не станет – там в Украине заинтересованы меньше. Почему? Депутат от Партии регионов Елена Бондаренко говорит неприятную, но правду: со слабыми государствами считаются мало и интереса к ним меньше.
«Мы не маленькие, должны понимать – в чем-то мы уступаем им по ресурсам таким странам, как, например, Россия, таким странам, как США, тем более такому объединению, как Европейский Союз», – утверждает она.
Поэтому для Евросоюза проект по ассоциации Украины на нынешний момент – вопрос второстепенный.
У России же, как говорилось выше, именно сейчас есть свои резоны. И именно поэтому после приговора Тимошенко официальная Украина может изменить свой курс с западного на восточный. Тенденция уже есть. Так, по информации СМИ и заместителя главы Минрегиона РФ Максима Травникова, на украинско-российском межрегиональном форуме в Донецке подписан пакет документов, значительно упрощающий пересечение межгосударственной границы.
Это может стать формальным шагом вежливости между государствами, но может и быть сигналом того, что Украина намерена восстановить былую дружбу с Москвой.
Дружба или война?
Если до вынесения приговора Юлии Тимошенко украинское руководство четко было настроено на конфронтацию с Россией и на защиту своих интересов в международных судах, то сейчас внешнеполитический курс, по всей видимости, может измениться. Эксперт Олег Бондаренко дает понять, что заявления Путина и других членов российского правительства по ситуации с Тимошенко носят, скорее, декларативный характер.
«Существуют политические интересы, которые могут быть важнее всех остальных вещей, – уверен он, – В частности, таких вещей, как «посадка» бывшего премьер-министра. Если Украина и Россия сумеют договориться, то Юлию Тимошенко Москва Киеву не только простит, но и забудет. На все семь лет ее заключения».
А вот Европейский союз может и не забыть. Руководитель представительства немецкого Фонда Конрада Аденауэра в Украине Нико Ланге заявил недавно в эфире Ти-Ви-Ай, что дело не просто в Тимошенко. Дело экс-премьера стало показательным, и теперь немецкие избиратели, ознакомленные с экранов с обстоятельствами того судебного процесса, возмущены. И в свете этого руководству ЕС предстоит долго объяснять им, почему Украина именно теперь должна вступать в зону свободной торговли и в Ассоциацию с ЕС.
Впрочем, будет ли Украина ейчас делать такой шаг? Как отметил депутат от ПР Леонид Кожара, если в подписании соглашения об Ассоциации не будет упоминания о перспективе вступления в ЕС, то Украина на подписание такого соглашения не пойдет. А после приговора экс-премьеру маловероятно, что Евросоюз согласится на такой шаг да еще после того шума, который подняли европейские союзники Тимошенко.
Директор Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко утверждает, что отсутствие подписания договоренностей с Европейским союзом может стать веским основанием для Украины снова повернуть лицо на Северо-восток.
«Если в Киеве сильно на ЕС обидится, то это может стать основанием для кардинального поворота политики в сторону России», - отметил политолог.
По словам же Олега Бондаренко, плоды этого можно наблюдать уже сейчас. «Сейчас форсируются переговоры Украины по многим вопросам, где задействована Россия», - утверждает он. В частности, показателем этого уже стал вопрос об упрощении пересечения границы.
Российский политолог не исключает того, что результатом изменения вектора станет как изменение газовых соглашений с Россией, так и вступление Украины в Таможенный союз.
Тем не менее, скорее всего, этот вопрос будет решен даже не после Донецкого форума. А только после поездки Президента Виктора Януковича в Брюссель, для разговора с европейскими лидерами (визит этот, впрочем, отложен на неопределенное время). Но только там и могут проясниться шансы Украины на ассоциацию с ЕС. И, как следствие, ориентация украинского геополитического вектора в ближайшем будущем.
Анна Долгарева