Осаму Мизутани: «Я рад, что живу и работаю в Украине, хотя в мире о ней никто не знает»
Директор Украино-японского центра поделился с корреспондентом «Багнета» своими впечатлениями о жизни в нашей стране
Мы привыкли к тому, то Украину в мире воспринимают по различным символам. Шевченко, сало, Кличко, вышиванка, горилка, еще раз Шевченко, на этот раз Андрей... Оказывается, правда гораздо печальней - во многих развитых странах о нас ничего не знают. Об этом и многом другом нам рассказал директор украино-японского центра, сотрудник японской организации внешней торговли Осаму Мизутани.
«В Японии практически ничего не знают об Украине»
- Скажите, что Вы успели сделать для продвижения Японии в Украине?
- С этим большие сложности. В Украине мало интересуются Японией, японской культурой, японским кино, японским бизнесом. У нас много волонтеров, центр проводит много программ, и они интересны людям, за последние несколько лет заметен прогресс в этом вопросе, но все равно пока что осведомленность украинцев о Японии и японцах невысока. Но, тем не менее, в критических случаях мы были удивлены украинской участливостью и сердечностью. Мы были очень рады украинцам, которые сочувственно отреагировали на недавнюю катастрофу. Несмотря на все сложности, я рад, что живу и работаю в Украине. Мне интересно тут, мне интересно с украинцами, интересно узнать Ваши проблемы глубже, углубится в эту среду. Это важно для дальнейшего украино-японского сотрудничества.
- А какое представление об украинцах и Украине в Японии?
- Никакого! Я серьезно. Вы должны понимать серьезность проблемы. Японцы практически ничего не знают об Украине. И в этом вина, простите, не японцев. Во-первых, бизнес-отношения между нашими странами находятся на очень низком уровне. Реализация «Тойот» и «Хонд» - это не ведение бизнеса. Ведь это движение в одну сторону. Из Японии привозят в Украину много товаров. Дорогих товаров. Но из Украины в Японию ничего не везут, или практически ничего. Если наши машины или электроника знакомят украинцев с Японией, то в Японию не приходит ничего, чтобы попадалось на глаза нашим гражданам и напоминало бы об Украине.
- Какие программы по ознакомлению Японии с Украиной и украинцами Вы знаете?
- А вот это вторая проблема. Украина ничего не делает для того, чтобы продвигать себя в мире. Вы не научились преподносить себя, создавать о себе впечатление. А это очень важно. Никто не поедет делать бизнес в страну, о которой ничего неизвестно, и которая сама о себе ничего не говорит. Очень часто отношение и желание делать бизнес или нет диктуется не рыночной конъюнктурой, а именно отношением. Это важно. Вот, например, недавно я с друзьями улетал ненадолго домой, в Японию. Они хотели купить своим родным какие-то сувениры, напоминающие об Украине, рассказывающие о ней. И что Вы думаете? Они не смогли их купить! Их не было! В Вашем главном аэропорту страны.
- В Борисполе?
-Да, в Борисполе! Это невероятно. Это варварство по отношению к своей стране. Что, Вы думаете, они скажут своим родным и друзьям об Украине, когда прилетят домой?
«Не думаю, что иностранцы будут покупать вышиванки»
- Что Украине следует делать, чтобы избавится от таких явлений?
- Заняться собой. Понять, что без вас никто не составит мнение о вас. Надо подойти качественно и серьезно к туристической сфере, сувенирам, поставить украинский продукт над престижностью иностранных брендов. Ну, вот, например, в том же Борисполе я не мог найти украинского вина. Спрашиваю, а мне отвечают - Франция, Италия, Испания... Я в Украине и хочу купить к себе домой своим друзьям дать попробовать украинского вина. А его нет. У вас не престижно пить свое вино?
- Имеет ли значение выбор символов, того, что надо представлять как украинский продукт?
- Нет, имеет значение не символ, а его воплощение. Ну, например, в качестве примера алкоголя демонстрируют украинскую водку - горилку. Но я не думаю, что купил бы бутылку домой. Или, например, сало. Кто будет килограммами везти домой, в другую страну, сало? Я не думаю, что это удачное воплощение образа. Или, например, вышитые сорочки. Когда иностранцы приезжают в Украину впервые, они купят такую рубашку. Но вот второй раз... Не думаю, что они сделают такую покупку. Ваше поколение должно осознать важность таких вещей. Они бывают важней, чем целый ряд саммитов и переговоров.
«Пусть люди наслаждаются суши, этого достаточно»
- Возвращаясь к символам. Как, по-вашему, это нормально, что украинцы воспринимают Японию на уровне суши-Тойота-Сони, или это негатив глобализации?
- Это нормально! В конце-концов, не надо тут устраивать вторую Японию. Суши - это японская часть украинской жизни. Хорошие суши отражают темперамент, вкус, стиль, мировоззрение японцев, национальная кухня - это в определенной степени зеркало души народа. Нельзя же все вокруг сделать в японском стиле. Пусть массовое сознание наслаждается наиболее распространенными символами нашей страны, а более серьезное углубление пусть будет уделом специалистов. Например, с чем ассоциируются у людей США? Фильмы. Голливуд. Без этого нельзя представить образ США в массовом сознании. Ну а более детальное изучение Америки пусть остается уделом узких экспертов и любителей этой страны.
- Это странно. Почему-то Япония ассоциируется у нас с суши или машинами, а, тем не менее, фильмы, например, Акиро Куросавы, весьма сильны, и стоят вровень с Бертолуччи, Кустурицей, Феллини, Тарантино, и т.д.
- Да, это проблема, но тут ничего не поделаешь - это показывает, насколько старые национальные традиции сильнее современных веяний.
- Какие символы, связанные со словом Украина, могут позитивно восприниматься в мире?
- Они должны отражать народные традиции. Это важно. Над ними надо работать, и те, что есть сейчас, вряд ли походят, как я уже говорил.
- Насколько важны народные традиции в нынешнее время глобализации?
- Народные традиции и их понимание улучшают ведение бизнеса. Это важно, это нельзя недооценивать, несмотря ни на какие глобальные процессы. Приведу пример. 20 лет назад у нас, в Японии, так же, как и в США был товарный кризис. У нас был дефицит, у США - перепроизводство. И тогда американский бизнес, недооценив культурные традиции Японии, предложил компромиссное решение - поставлять американские товары на японский рынок. Вроде бы, так решается и проблема их перепроизводства, и наша проблема дефицита. Но оказалось, что японцы, нуждаясь в определенных группах товаров, все равно не покупали американское, несмотря на то, что цены на эти товары были невысоки, и они были доступны. Например, американские холодильники, большие, двухдверные, вместительные - это хорошо. Но для японцев, которые едят часто за пределами дома, это не нужно. Легко представить последствия - холодильники никто не брал. Американская мебель, широкая, большая, на всю комнату - это хорошо. Но японский быт, традиции, предполагают... ну сами понимаете. Американскую мебель никто не брал. Большие американские машины с их огромными прожорливыми двигателями - это хорошо, но вот для японской культуры... Тут привыкли экономить и не козырять большим количеством лошадиных сил, тут отношение к этому вопросу другое. В общем, американских автомобилей тоже никто не брал. Надо было учитывать культурные особенности, и пытаться выпускать товар соответственно этим особенностям. Вот такой я могу привести пример.
«Мы с радостью ждем украинских студентов - у нас серьезный недобор»
- Возвращаясь к теме международного сотрудничества. Япония - одна из самых развитых стран мира. Но в японские университеты, считающиеся довольно неплохими, едет очень мало украинских студентов. С чем это связано и каковы перспективы?
- Это странно. Но всему есть объяснение. Японские университеты, а их у нас более 500, кроме, конечно же, Токийского, единственного, который входит в ТОП-20 лучших университетов мира, весьма консервативны, несмотря на высокую техническую оснащенность и хорошее финансирование. И даже в Токийском университете всего лишь 5-10 % иностранных преподавателей. Это очень мало для современного университета. В американских, например, Йейл, Гарвард, Беркли - до 30 %. Ну и, конечно же, мало программ на иностранных языках. В Украине, к сожалению, насколько я знаю, похожая проблема - даже в таких заведениях, как Киево-Могилянская академия, КПИ, Киевский университет им. Тараса Шевченко. Но наши университеты хорошо оснащены, и находятся на высоком уровне. И мы с радостью ждем украинских студентов, тем более, что сейчас в Японии спад рождаемости, присутствует демографическая яма, на курсах есть некоторый недобор. Так что - милости просим. Все зависит от желания украинцев.
Беседовал Сергей Костеж