Украинская мечта о Европе сбудется
Скорость движения Украины «в Европу» зависит от нынешнего руководства страны
Мечтать, как известно, не вредно; вредно - не мечтать! Когда-то украинцы массово мечтали об Украине «от Сяна до Дона», потом стали мечтать о светлом коммунистическом будущем. А как рухнул Союз, так почти сразу «украинская мечта» о счастливой жизни приобрела форму синего флага с желтыми звездами по кругу. «Привести Украину в состав Европу» - в этом клянется едва ли не каждый новый украинский предводитель.
Колебания настроений украинцев
Мечта эта проста и понятна миллионам украинских граждан. Вкратце ее можно описать так: желание жить на уровне «среднего класса» западного мира (то есть речь идет о соответствующем уровне потребления); ну и справедливость в отношениях «человек-государство» (чего до сих пор сложно найти в Украине). Честно говоря, автору и самому нравится такая мечта. Предполагается: там, где есть место «золотому миллиарду», там и еще 46 миллионов поместятся. Только вот насколько мечта реальна именно сейчас?
Опрос, регулярно проводимый авторитетным Институтом социологии НАН Украины, показывает динамику отношения населения к вступлению Украины в Евросоюз (2000-2010 гг.) (см. на график)
Очевидно, что еврооптимизм украинцев несколько повышался в периоды социальных перемен в Украине. При отсутствии же внятных сигналов из Евросоюза о возможной перспективе членства для Украины наблюдался некоторый спад.
Но в целом стремление политически стать частью Европы для нашей страны остается стабильно высоким до сих пор.
Европейская перспектива меняет Украину
Впрочем, нельзя не отметить, что Центральная Европа и Прибалтика к 2004 г. уже были более-менее адаптированы к окончательному вступлению в ЕС. А вот Украина все еще остается нестабильной и плохо предсказуемой страной, присутствие которой в составе ЕС повысит риски размеренной и четко регламентируемой экономической системы «евросоциализма». Понятно, ни один европейский бюрократ на такой риск идти не желает до тех пор, пока Украина:
а) не привнесет блок реальных производственных предложений со своей стороны, к которым Евросоюз проявит прагматичный интерес;
б) не адаптирует к нормам ЕС не только свое законодательство, но также и политическое и экономическое поведение ведущих субъектов.
Выполнение обоих пунктов невозможно без тотального изменения институтов государственной власти и экономики Украины. Для чего, в свою очередь, должны измениться граждане. И граждане (медленно, но уверенно) меняются. Что сложнее сказать о государственных институтах Украины. До сих пор, по мнению экспертов, многие украинские чиновники не связывают свое будущее с Украиной.
Европейские устремления подстегнуты Россией
Впрочем, «сегодня Украина готова интегрироваться в ЕС настолько, насколько готова к этому Европа», - считает Виктор Янукович.
Такого высказывания от политика, которого традиционно считают пророссийским, ожидать еще год тому было трудно. Очевидно, новейшая «евросимпатия» украинского руководства обусловлена несколькими факторами.
Одна из причин - значительное охлаждение взаимоотношений с Россией в 2011 году. Крупному украинскому капиталу нет никакого резона отдавать лакомые куски «москалям», но получать скидки на энергоносители все же охота. Как тут не возникнуть конфликту интересов?!
Подтверждением тому разворачивающиеся события вокруг условий газовых поставок из России в Украину, которые многие уже называют новой газовой войной. Независимый украинский эксперт по вопросам энергетики Александр Нарбут вообще думает, что нынешнее российско-украинское противостояние в газовой сфере является «только одним из эпизодов широкомасштабной торговой войны, которую Россия ведет против Украины уже много лет».
«Украинское государство дотирует «Газпром» на $ 4 млрд. в год и этому пора положить конец», - уверен ведущий эксперт Центра Разумкова Владимир Омельченко.
В общем, если в свое время президенту Кучме удавалось водить за нос российское руководство довольно долго, то нынешний кремлевский дуумвират теряет терпение тем быстрее, чем ближе очередные российские выборы.
Новая привлекательность Европы
Кроме того, сегодня многие украинские эксперты и политики отдают себе отчет: дальнейшее затягивание процесса евроинтеграции может стать угрозой для территориальной целостности страны. «Евроинтеграция - безальтернативный вариант, потому как Россия сегодня стремительно теряет цивилизационно-культурную привлекательность. Россия уже малоинтересна Украине как полюс интегрирования ни на ментально-культурном уровне, ни на общественно-политическом...» - такое мнение высказал эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко.
Однако он отмечает сегодняшние значительные внутренние проблемы в Украине на ее пути в Европу: «Если процесс евроинтеграции затянется на государственном уровне, то он продолжится на индивидуальном уровне (как это сейчас уже происходит в Закарпатье и Буковине, где люди массово получают паспорта соседних государств: Венгрии, Словакии, Румынии). Вместе с тем в Крыму и в Севастополе люди делают то же самое, получая паспорта Российской Федерации». Ввиду всех этих процессов вопрос целостности Украины остается открытым, и украинская власть это отлично понимает; и получить у себя дома второе Приднестровье или Южную Осетию не хочет никто.
... А тем временем Виктор Янукович уверен, что еще в 2011 году Украина все-таки сможет достичь отмены визового режима с ЕС и подпишет соглашение о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. Оптимизм президенту Януковичу внушила недавняя встреча с польским коллегой Коморовским. Во время этой встречи президенты подробно обсудили вопросы европейской интеграции, в частности, вопросы подготовки Соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Европейским Союзом. К тому же, сейчас именно Польша председательствует в ЕС.
Если все это действительно случится в ближайшем времени, то по иронии судьбы президент Янукович станет куда большим евроинтегратором, чем его предшественник Ющенко.
Игорь Иванов