Кравчук: Кучма наделал много ошибок, Ющенко был неорганизованным, а Януковича оценивать слишком рано
Оценку своим преемникам в интервью «Багнету» дал первый президент Украины
20 лет – это немного. Для человека. Но для нового, возникшего на карте мира государства, населенного десятками миллионов человек – это очень солидный возраст. Что было сделано, а что нет, какие были успехи, и какие провалы – в эксклюзивном интервью «Багнету» рассказал первый президент Украины Леонид Кравчук.
«Львов и Донецк в 1991 году были вместе. Жаль, они сейчас об этом не помнят»
- Леонид Макарович, что для Dас есть «точкой отчета» украинской Независимости?
- Это не Беловежье, не референдум, не Чернобыль. Нет. Для меня точка отчета – это народ. Именно народ выходил на акции протеста – притом везде одинаково. И во Львове на акции Народного Руха, и на Донбассе, где проходили шахтерские бунты и организация новых шахтерских профсоюзов - в противовес официальным… Львов и Донецк тогда были вместе, и были ближе к друг другу, чем когда-либо. Тогда это и дало нам независимость. Жаль, что теперь они об этом не помнят, и то потому, что это выгодно политикам.
- Какая дата для Вас важнее - 24 августа или декабрь 1991 года?
- Конечно же, очень были важны события 24 августа, сам факт провозглашения независимости. После этого процесс стал необоротным. Но 1 декабря – это день референдума, на котором абсолютное большинство жителей Украины во всех регионах четко сказали: «мы хотим независимости». Без этого акт провозглашения вряд ли мог быть признан легитимным. И без этого не знаю, решились бы мы в Беловежье подписать тот документ, который подписали.
«Януковича еще рановато оценивать»
- Ваша оценка действий ваших «наследников» - трех следующих президентов Украины?
- Леонид Кучма наделал слишком много ошибок в управлении страной. И это не только дело Гонгадзе. Это и дискредитация, сведение на «нет» роли парламента, и экономические декреты, приватизация, ухудшение российско-украинских отношений. Их задачей было вести государство определенным курсом. Наше политическое поколение имело миссией Украину создать. Мне кажется, мы справились. А вот дело наших последователей - вести страну определенным путем. А последователи, и в первую очередь Кучма, не определили, куда вести страну, и толкались на месте.
Виктор Ющенко – это лидер иного рода. Он трезвомыслящий, рациональный человек, у него было много хороших идей и предложений, но он не мог нормально взяться за дело, не мог организоваться. Совершенно. Он не смог продвинуть хоть немного ни одну из своих целиком хороших идей. За какое бы дело он не взялся - у него ничего не выходило.
А Виктор Янукович… Не прошло еще достаточно времени, чтобы его можно было оценить, как других. Он весьма недолго пробыл Президентом. Тут давать оценку рановато.
- Какое Ваше отношение к политическим событиям в стране?
- Вы про суд? Это очень отвратительно и вредит имиджу Украины. Неужели не понимают все эти свидетели, что они вредят самим себе? Что там делал Ющенко? Неужели он не понимал, что это уже не суд над Юлией Тимошенко – это суд над «оранжевой» революцией! Картина маслом – один лидер «оранжевой» революции на скамье подсудимых, другой – свидетель обвинения. Это просто нонсенс, и то, что Ющенко говорил на Тимошенко в суде, – это просто невероятно.
«Кучма – моя самая большая ошибка»
- Как первый президент, что Вы считаете своим наибольшим успехом, а что – наибольшей неудачей. О чем жалеете?
- Наибольшим успехом было то, что Украина состоялась как государство. Ее признали все страны мира, она появилась в своих границах. Это самое важное. Это я считаю своим наибольшим достижением. А насчет неудач я плохо умел управляться с кадрами. Я не находил нужные кадры, которые могли бы работать как команда. Я назначал людей не на те должности, да и не тех людей, в том числе, и премьер-министров.
- В том числе, и Кучму?
- Да. В том числе, и Кучму. Его назначение на пост премьера - это моя самая большая ошибка.
Беседовал Сергей Костеж